Найти тему
Грани преодоления

УРОКИ ЖИВОПИСИ БЕЗ ПОДМАЛЕВКА. ЭТЮД ГОЛОВЫ.

Техники живописи маслом разнообразны, но основу живописи составляет точная передача световых, цветовых отношений и оттенков тонов.

После того как вы выполнили ряд этюдов головы с цветным подмалевком, вам легче будет справиться с этюдом головы методом без подмалевка.

Чтобы владеть этим методом, особенно необходима постановка глаза, способность цельно видеть натуру.

Живопись – это полная взаимосвязь, то есть в ней все в связи, все цельно, и вместе с тем все в контрастах, в противоположностях. Художник, который видит цельно, может последовательно и сознательно вести живописный этюд по принципу «от общего к частному и от частного снова к общему».

Как же практически воспользоваться этим принципом в своем творчестве? Можно ли достичь понимания целостности в одиночку, не посещая художественные курсы?

Представьте себе, что перед вами сидит мужчина, этюд головы которого вы будете писать. Голова освещена спереди светом из окна. Форма головы ясно лепится на темном, теплого зеленоватого цвета фоне. Свет активно освещает левую часть головы, скользит по уходящим формам, оставляя правую часть лба и скулы в тени. Натурщик одет в темный, почти черный костюм. Белый воротничок подчеркивает форму подбородка, холодного по цвету, синеватого после бритья. Глазничные впадины модели погружены в полутон, веки тоже в полутоне, поэтому свет на них темнее света на лбу.

Выбирая место, с которого будете писать, старайтесь не брать профильное положение, так как профиль трудно решить объемно, не имея опыта.

После того как сделали рисунок головы с легкой моделировкой формы, лишний карандаш сотрите (уголь сбейте и зафиксируйте раствором лака в скипидаре (пиненом) или уайт-спирите).

Затем на чистую палитру наложите краски, приготовьте вымытые кисти, налейте в масленку разбавитель, которым вы привыкли пользоваться, запаситесь тряпками и приготовьтесь к работе.

Широкой кистью начинайте составлять на палитре смеси. Чтобы не впасть в белесость и добиться звучного, густого, насыщенного колорита, лучше начинать с самых темных мест.

Составив смесь для тени темного пиджака, положите мазок на холст; не пугайтесь, если он покажется слишком черным в окружении белого холста. Когда запишете холст вокруг пиджака, он будет как раз таким, каким должен быть — как бы тональным «камертоном».

-2

Тут же на палитре рядом составьте смеси для теневых мест головы, для тени волос и для фона. Эти смеси составляйте так, чтобы они были прозрачными, чтобы сквозь положенные на холст краски слегка просвечивал холст.

-3

Положив несколько широких пятен на темные места этюда, вы составляете смеси для световых масс головы. Когда нашли теневые места и фон, то тут же на палитре, в окружении этих тонов, постарайтесь найти светлую часть лба, щек, подбородка и положите уверенно на те места, где они должны быть.

-4
-5
-6
-7

Таким образом, кладите мазок к мазку: мазок на лоб, мазок на щеку, мазок на полутон носа, не забывая и фон.

Для светлых частей головы составляйте смеси из густой краски, кладите ее более пастозно, как бы передавая рельеф (объем) головы. Если некоторые мазки оказались неверными в тоне или цвете, то не перекрывайте их новыми мазками, а снимайте мастихином и кладите новые.

В результате такой прописки у вас получится живопись, похожая на мозаику крупных пятен, которые пусть грубовато, но верно строят цветом форму головы в пространстве.

Дальше у вас возникнет недоуменный вопрос: «Как же дальше вести работу, что делать с этой мозаикой?»

Некоторым из вас такая прописка покажется грубой, не выражающей мягкие формы головы, и захочется вам взять сухую широкую кисть и стушевать резкие грани вашей «мозаики». Если вы так поступите, то сделаете громадную методическую ошибку и из правильно начатого этюда превратите его в антихудожественный портретик.

Не стушевывать надо получившуюся «мозаику», а находить промежуточные тона, которыми лепить более мелкие формы головы.

Так же, мазками, но более мелкими кистями, определяйте форму бровей, намечайте глаза и сырой краской, все время сравнивая с окружающим, пролепите веки.

-8

Никогда не пишите сначала один глаз, затем другой, живопись глаз должна быть одновременной: мазок на левое веко и тут же мазок на правое, все время следя за их построением, за тем, чтобы взгляд одного глаза соответствовал взгляду другого.

Перейдя к носу, старайтесь угадать тон носа по отношению к щекам, лбу, подбородку. Часто у мужчин нос бывает темный и другого цвета, чем щеки. Чтобы передать мясистость кончика носа, иногда приходится пастозные мазки краски, положенные кистью, смягчить прикосновением пальца, а сверху, опять-таки по сырому, класть блик. Но блик делайте не белилами, а старайтесь найти цвет.

-9

Губы лепите мягко. Между губами в натуре вы никогда не увидите линию, поэтому и разделять верхнюю губу от нижней надо не линией, а тоже планами и мягко, как в натуре.

-10

Таким образом, ведя живопись от очень крупных цветовых пятен к более мелким формам, все время сравнивая цвет, тональность, пропорции и заботясь о целостности, можно довести этюд до полной завершенности формы, до передачи материальности натуры.

-11

. Этюд портрета Стрепетовой и портрет Мусоргского Репина дадут вам представление о силе и возможности выражения натуры при работе методом «живопись без подмалевка».

-12
-13

Работая без подмалевка, старайтесь всегда писать по сырому. В сырой краске лучше лепить форму кистью, добиваясь мягкости и, где надо, четкости в передаче формы. По сырому легче «плавить» один тон с другим, добиваясь органичности формы, даже если она решена мазками краски, а не способом ретуши. Чтобы не так быстро сохли краски на этюде, его после каждого сеанса следует выставлять в прохладное и темное помещение. Неудавшиеся места в этюде не оставляйте до следующего сеанса, а соскабливайте мастихином, иногда даже вытирайте тряпкой, с тем чтобы излишне не перегружать холст краской. По подготовленной, прочищенной мастихином или тряпкой поверхности на следующем сеансе будет приятней работать и вернее угадать нужные цвет и тон.

После того как вы сделаете несколько этюдов таким методом, добьетесь положительных результатов и приобретете опыт и уверенность, можно будет в дальнейших этюдах рисунок делать не карандашом и углем, а жидкой нейтральной краской (умброй или волконскоитом) в светлом тоне, вытирая тряпкой или ватой темные места рисунка.

Все изображения взяты из интернета.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.03_-1965г#Попрограммехудучилища#ЖИВОПИСЬГОЛОВЫ