Читаю отличную книгу "Злые самаритяне":
Толковый кореец и по совместительству компетентный экономист Ха-Чжун Чанг пишет про историю, финансы, конкуренцию в современном мире и не только. В том числе про "корейское экономическое чудо", живым свидетелем которого он сам является.
Напомним предысторию.
После Корейской войны 1950-1953 годов и разделения на Северную и Южную Корею - страна лежит в руинах. Голод, холод, разруха на уровне беднейших африканских государств вроде Мозамбика. Американский сухой паёк, которые сами звёздно-полосатые солдаты выбрасывают из-за низкого качества еды, корейцам кажется каким-то немыслимым деликатесом. Говорить об этом можно ещё долго, но нам интереснее суть, потому - за точными цифрами, процентами и прочими валовыми внутренними продуктами мы отсылаем читателя к указанной книге.
И вот всего за 22 года Южная Корея не просто поднимается с колен, но взлетает в технологический космос и становится одной из самых зажиточным стран мира на уровне Швейцарии.
Причин тому несколько.
Например, тяжёлая упорная работа большинства жителей, примерно по 60 часов в неделю. При норме в 40 часов, то есть речи о расслабленной восьмичасовой пятидневке не было. И так десятилетиями.
Затем практика "обратного инжиниринга".
Когда чужие перспективные технологии копировались без зазрения совести и незамедлительно внедрялись в производство. Про "интеллектуальную собственность" и "авторское право" никто даже не заикался. Потому что нужно выживать и побеждать.
И ещё один яркий пример автора из собственного детства.
В нищей послевоенной стране любой хороший импортный товар был на вес золота, фактором престижа, дефицитом. Жившие в Советском Союзе хорошо помнят подобное, когда фраза "импортные кроссовки" или "японский магнитофон" произносились с горящими глазами -как безусловная сбыча мечт.
Примерно тоже было у корейцев всего полвека назад.
Но курить импортные сигареты считалось не патриотичным.
Взрослые люди делали друг другу замечания и подобного поведения не поощряли. Потому что собственную экономику нужно поддерживать всеми силами. Упорной работой плюс избирательным потреблением.
Пусть лишняя копейка за выкуренную сигарету останется в стране, пусть работает на общее благо. А не утекает за рубеж в бюджеты и без того не бедных иностранных корпораций. Разговоры про "нравится", "не нравится", "я предпочитаю такой-то бренд" пресекались - потому что есть вещи поважнее вкусовых предпочтений.
Суверенитет например.
Патриотизм может быть и таким - экономическим, осознанным, даже в мелочах. Когда кажущаяся ерунда (что такое один курильщик или одна пачка сигарет?) захватывает умы миллионов, она становится мощным трендом - убыточным или прибыльным для собственной страны.
Табачные эшелоны это уже не мелочь.
И думается, здесь есть чему поучиться у корейцев.
У нас ведь тоже есть нездоровый ментальный перекос, убогое мировоззрение, когда всё "наше" по определению плохое, а всё "импортное" так же априори хорошо. И толпы вроде бы взрослых и вроде бы неглупых людей, как загипнотизированные стада леммингов, бегут в какой-нибудь переименованный МакДак - пожрать жареной картошки, съесть дорогущий бутерброд с котлетой, выпить буржуинской газировки.
И это неправильно.
Если хотим жить лучше - нам надо меняться.
---------------------------------------------
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
---------------------------------------------