Темы статьи:
- совместное появление славян и кочевников у границ Рима и Византии в V-VI веках н.э.
- схожесть менталитета и традиций славян и кочевников
- авары и болгары как главные контрагенты славян на Дунае
- Пеньковская культура
- титулы знати, перенятые славянами у кочевников
В истории взаимодействия славян и степных номадов, особенно тюрков, соседство играло важную роль. Их появление и вторжение в мировую историю произошли практически одновременно в период Великого переселения народов, в V—VI веках нашей эры. Кочевники и славяне стремились иметь доступ к Римской империи и ее наследнице Византии. Проникнув через границы империи, обе группы народов оказались на страницах средневековых хроник. 📚📚Они получили блага цивилизации, такие как римская (христианская), иранская и арабо-мусульманская культура. Это привело к формированию общих черт в системе культурных ценностей между славянами и тюрками. Как отмечал Н. С. Трубецкой в 1925 году, они разделяли даже "подсознательную философскую систему" (сейчас мы называем это "ментальностью"). Это означает, что у них были схожие представления о мире, жизни и ценностях.
Славяне и тюрки также внесли вклад в развитие мировой истории, внесли свою уникальную культурную и социальную парадигму. Их взаимодействие с римской, иранской и арабской цивилизациями привело к обмену знаниями, технологиями и идеями.
Первые исторические деяния тюркских и славянских правителей, описанные в средневековых хрониках, показывают удивительное сходство, которое не связано с византийскими традициями. Так, болгарский хан Крум совместно с болгарами и славянами разгромил византийскую армию в 811 году. Затем приблизился к стенам Константинополя, известного как Царьград в славянской традиции, и заключил мир, забив копье в Золотые ворота. Через сто лет, в 907 году, русский князь Олег осадил Царьград с русской и славянской дружиной. Заключил выгодный мир для Руси и повесил щит на воротах Константинополя, демонстрируя свою победу. Оба правителя, болгарский хан и русский князь, помимо обычного договора о мире и дани, стремились "легитимизировать" свои государства в центре империи с помощью символического акта.
С момента появления славян на дунайской границе империи в VI веке, они действовали совместно с кочевниками. Прокопий Кесарийский упоминает "гуннов, склавинов и антов", которые находились на реке Истра (Дунай). Это объединение также упоминается в "Франкской космографии", где упоминаются склавы, гуны и венеды (виниды), проживающие на Дунае.
Византийская и латинская традиции использовали разные термины для обозначения славян. Греки называли их "анты", что имело иранское или тюркское происхождение, в то время как латиноязычные источники использовали термин "венеды" или "виниды". Славяне сами называли себя "словене". ✍️✍️✍️✍️ Хронисты также описывали конфликты и войны между славянами и кочевниками, а также внутри самих славянских и кочевых объединений. Например, анты стали союзниками империи в 545 году и не позволяли "гуннам" пересекать Дунай. Авары в 558 году заключили союз с Византией против кутригуров-протоболгар и совершали набеги на антов. Несмотря на союз с Византией, авары и славяне в 559 году совершили поход во Фракию, провинцию Византии.
Встреча с аварами явилось для славян эпическим событием. Имя "авар" стало именем первобытных великанов в славянском фольклоре. Аналогично, имя "алангасары" это имя великанов в фольклоре народов Поволжья, связанных с этнонимами "аланы" и "хазары". Взаимодействие между славянами, иранцами, тюрками и другими этносами Евразии было взаимовыгодным и сложным процессом.
В историческом контексте Аварская держава, расположенная на территории Венгрии, Словакии, Словении, Воеводины и Далмации, сыграла важную роль в формировании аваро-славянской культуры. Согласно "Хронике Фредегара" (VII в.), авары, известные как гунны, управляли славянами, известными как виниды. Во время войны авары стояли перед лагерем, а славяне сражались с врагами. Авары вступали в бой, чтобы определить исход сражения. Ежегодно авары приезжали на зимовку к славянам, брали в наложницы славянских дочерей и жен, а также получали дань от них. ❤️🔥❤️🔥❤️🔥Археологические находки подтверждают существование брачных уз, связывающих аваров и славянок. Также предполагается, что авары привели союзников из Восточной Европы, антов, в Паннонию. Этот симбиоз аваров и славян, по мнению некоторых исследователей, привел к распространению славянского языка как лингва франка и консолидации праславянской этнолингвистической общности.
Аналогичные отношения сформировались и у болгар. При Аспарухе они покорили славянские племена, расселив на границах Аварии. Этнокультурный синтез славян и болгар проходил похожим образом, как и в Аварском каганате. Однако влияние славянской и византийской культур на кочевников стало более интенсивным уже с VIII века. Болгарские ханы строили свои аулы, включая столицу Плиска, с использованием византийских и ближневосточных традиций, хотя в Плиске также сооружались юртообразные жилища. Протоболгары начали переходить к оседлости уже в VIII веке. ✍️✍️✍️Сильное влияние славянского субстрата определило судьбу протоболгарского компонента. После христианизации Болгарии в 860 году, ассимилированные славянами протоболгары сохранили свое политонимическое название, которое стало основой для современного названия славянского народа - болгары. Правители Болгарии претендовали на византийский царский титул, отказавшись от тюркского титула хан. Однако в болгарской социальной лексике сохранилось тюркское наименование высшего правящего слоя - боляре.
Общие сложные и противоречивые отношения с Византией привели к завершению этногенеза славян и тюрков. Первые упоминания о присутствии славян на дунайской границе Византии относятся к периоду, предшествующему упоминаниям о славянах (склавинах) у Прокопия Кесарийского. Приска, в своем описании византийского посольства 448 года к гуннам в Паннонии, не упоминает славян, но отмечает наличие населения, отличающегося от гуннов и готов, которое называет скифами. Скифы предоставляли посольству челны-однодеревки и переправляли его через реку Истру. Интересно отметить, что просо и мед, которые упоминаются в описании Приска, являются традиционными компонентами славянской кухни. Это может указывать на связь между славянами и скифами.
Археология в период с VI по X века и на территории от Центральной Европы до Среднего Поднепровья предоставляет многочисленные примеры этнокультурного синтеза славянских и кочевнических традиций. Одним из ранних примеров такого синтеза является пеньковская археологическая культура VI-VII веков, которая была распространена в юго-восточной части праславянского ареала от Подунавья до Среднего Поднепровья, включая левобережье до Северского Донца. Большинство исследователей относят эту культуру к антам.
Исследования показывают, что авары внесли значительный вклад в социальную терминологию славян, особенно у сербов и хорватов. Великая Моравия, а также болгары, также имели своих правителей, которых называли жупанами и банами, что является тюркскими титулами.
Однако, не только авары, но и другие тюркские народы оказали влияние на славянское общество. Особенно важным для понимания этого взаимодействия является титул каган или хакан, который был унаследован от правителей Тюркского каганата. Этот титул имел особое значение, так как глава объединения считался императором. 😇😇😇😇 Важность использования этого титула правителями авар, хазар, норманнов и болгар была особенно подчеркнута в переписке между Людовиком Немецким и византийским императором Василием в 871 году. Норманны, упомянутые в послании Людовика, на самом деле относятся к русским князьям, которые начиная с середины IX века претендовали на титул кагана. После падения Хазарского каганата в 60-е годы X века, этот титул был присвоен русским князьям. Согласно "Слову о Законе и Благодати" Илариона, Владимир Святославич и Ярослав Мудрый носили титул кагана.
Первые русские князья не только претендовали на этот титул, но и стремились к хазарскому наследию на Восточной Европе. Например, Олег, утвердивший свое варяжское государство в Киеве в конце IX века, ввел дань, которую хазары брали с племен Среднего Поднепровья. Археологические данные позволяют определить ареал этой дань, которую хазары брали с полян, северян и радимичей. Он охватывает волынцевскую культуру VIII - первой половины IX века на Деснинском Левобережье Днепра и киевском Правобережье. Волынцевская культура демонстрирует смешение славянских и кочевнических традиций, подобно предшествующей ей пеньковской культуре. В поселениях можно найти полуземлянки и юртообразные жилища, а также славянскую и салтовскую керамику. Славяно-кочевнический симбиоз свидетельствует о разрушении традиционных племенных структур.
В Киеве в X веке существовал район, известный как Козаре (Хазары), где проживали христиане и обитала еврейско-хазарская община. Фактически, ситуация в Киеве была схожей с ситуацией в столице Хазарии, Итиле, где сосуществовали еврейско-хазарская, мусульманская (хорезмийская), христианская и языческая славяно-русская общины, как описывал ал-Масуди. Этнический и культурный синтез, характерный для кочевых и земледельческих обществ, способствовал развитию городской цивилизации.
Данные, предоставленные Константином Багрянородным, включая информацию о венграх, показывают характерные особенности отношений между славянами и кочевниками, которые не сводились только к господству и данничеству. Например, венгры заимствовали важные термины, связанные с военным предводителем и законом, у славян. Древнерусская социальная терминология также отражает синтез славянских, тюркских и скандинавских традиций. Старшая дружина князя именовалась как "мужи" или "бояре", что является сочетанием славянских и тюркских терминов. Таким образом, Русь является наследницей социального и этнокультурного механизма, который начал развиваться в период хазарского господства.