Все помнят замечательный мультфильм «Маугли» и тот самый закон джунглей, озвученный тигром Шерханом и гласящим- «каждый сам за себя».
В древние времена этот закон был основным для древнего человека. Он добывал пищу лишь для себя, своей самки и детенышей.
Зачем же человек создал общество себе подобных, жил бы себе и дальше одиночкой, найдя себе пару, собирал грибы и коренья, носил бы и дальше шкуру волка и орудовал палкой- копалкой.
Зачем же ему понадобилось общество? Общество себе подобных, так ведь понимается это слово?
Сначала собирались люди в пещерах и стойбищах, потом стали строить поселения вдоль рек, а потом и города возникли с ремеслами и торговлей. А там пошли как грибы расти государства c своими наречиями, нравами и культурой… Жизнь забурлила, забила ключом. Вроде бы людям стало легче жить вместе, а почему? Да потому, что вместе людям стало легче выживать, противиться природе, сражаться с хищниками. Вроде бы много хорошего принесло совместное проживание людей в социуме. Но сколько принесло то же общество проблем и противоречий. Сколько возникло негативных последствий в социуме при совместном проживании людей друг с другом! Разделении людей на классы, захватнические войны и работорговля, угнетение богатых бедными. Да, и это тоже наш горький опыт. Негативный опыт человеческого социума, тех древних обычаев и предрассудков, которые мы тащим на себе из глубины веков, и живем-то до сих пор очень во многом по законам тигра Шерхана.
В советское время было прекрасное школьное воспитание, где помощь старшим, сострадание, любовь в природе и к своей Родине воспитывались с малых лет. Добрые книги, фильмы, дома пионеров, клубы и кружки- все это воспитывало достойного члена социалистического общества. Социалистического, от слова социум, как встроенный индивид в систему человеческого общения. Можно теперь сколько угодно ерничать над тем воспитанием, но в основной массе из школы выходили хорошо воспитанные молодые люди с привитым чувством сопереживания близкому, способного прийти на помощь в трудную минуту. И это было абсолютно нормальное явление, заложенная воспитанием градиента поведения.
Закон джунглей тогда был неприемлем и отторгнут напрочь.
В 90-е годы мы лихо растеряли всю десятилетиями наработанную схему достойного воспитания в нашей стране. Мы получили у себя даже не возврат к закону джунглей, а гораздо худшие джунгли в душе- выросшее поколение, неспособное к проявлению каких- либо чувств и эмоций вообще... А каких-то зомби с пустыми, мертвыми глазами, не видящих окружающий мир.
И то безнравственное, бездушное, все, что заполонило тогда наши экраны телевизоров, только способствовало развитию безнравственности в нашем обществе.
Как неприятен этот нынешний собирательный образ молодого человека в нелепом длинном пальто и кроссовках на босу ногу со стаканчиком кофе поутру! С застывшим выражением легкой брезгливости ко всему окружающему! Который идет, навечно застряв в своем телефоне, и не смотрит ни на что вокруг.
Он пройдет мимо остановки, на которой лежит человек. Идет дальше себе телефонный подвижник, и нет никакого у него интереса к окружающему его миру. Миру, в котором каждый сам за себя, и вот именно поэтому лежит умирающий человек на остановке… И нет помощи и элементарного участия к его судьбе от социума.
Нет помощи замерзшим котятам, которых не увидели спешащие мимо равнодушные люди, нет помощи старенькой бабушке, доживающей свой век одной, потому что дети и внуки очень занятые люди…
Выросшее поколение 90-х поражает формальным отношением к своей работе. Чиновники зачастую не хотят вникать в проблемы, занимаясь формальными отписками и переводом стрелок.
Как же так? Ведь люди создали социум для того, чтобы им всем жилось легче?
Для чего же тогда сменил человек волчью шкуру на элегантный костюм с бабочкой?
Иногда мы забываем за словом социум основное- что это мы, большинство, хотим жить так, как нам хочется, а социум что-то вроде незримого и удобного помощника, который оберегает человека, его жизнь и здоровье, кормит, лечит, защищает. И создаются законы жизни человека в социуме, которые должны быть строгими, но справедливыми. Потому что такие законы лучше беззакония.
Хорошо, чтобы было так. Но теперь, когда перемены на нашей планете коснулись всех и каждого, вопрос воспитания в социуме не может быть второстепенным.
От равнодушного паренька с телефоном ох как недалеко до равнодушного мужа и отца, и равнодушного гражданина и к своей стране, и к тому, что в ней происходит.
И поэтому так близок этому молодому человеку образ шакала Табаки, угодливому, ползающему на брюхе перед сильным тигром. Ведь такой, как он, равнодушно- безнравственный, предаст, продаст и «уйдет на Север!»
И уходят такие персонажи на Север, или же на Запад, неважно. Уносят они в другие места свое равнодушие, расчетливость, безразличие и холод.
Так может быть, это и к лучшему?