Найти тему

Особенности советского ресторанного сервиса в карикатурах 1968/81 годов.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодняшняя подборка карикатур снова касается таких пафосных заведений общепита, какими были в советские времена сравнительно немногочисленные тогда рестораны. Предыдущие рисунки на эту тему вы можете посмотреть ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Я не знаю, сколько раз вам довелось побывать в ресторанах в те годы (мне, например, всего дважды), но уверен, что о претензиях, которые имели к ним советские карикатуристы, вы в те времена тоже были наверняка наслышаны.

Сегодня, в условиях высокой конкуренции между ресторанами, подобные недостатки в сфере ресторанного сервиса встречаются достаточно редко, однако в советские времена все заведения такого типа, даже в крупных в городах, были наперечёт, поэтому клиентурой они были обеспечены с лихвой и потерять её не боялись. Именно про то, как рестораны в советские времена, практически, отваживали от себя клиентов, и рассказывают карикатуры сегодняшней подборки. Смотрим))

Для начала - карикатурная аллегория на тему слишком долгого ожидания выполнения заказа, которое нередко выпадало на долю клиентов, решивших пообедать в ресторане в советские времена. Судя по тому, что кот на рисунке называет такой ресторан хорошим, негативная эта особенность ресторанного сервиса тогда никого не удивляла:

Художник Марк Вайсборд, "Крокодил" №11, 1968
Художник Марк Вайсборд, "Крокодил" №11, 1968

- Н-да, приходится ждать, как в хорошем ресторане!

Пьяные люди, как известно, имеют склонность терять контроль за очень многим, в том числе, и за содержимым своего кошелька. К тому же, сам алкоголь в ресторанах во все времена стоит недешево, поэтому недовольство директора, ратующего за выполнение плана по выручке, которым наверняка было обременено подвластное ему учреждение, вполне объяснимо. Правда, официально присутствие большого количества пьяных людей в ресторанном зале тогда не поощрялось, и именно поэтому официант решил, что такой его доклад для начальства должен быть приятным;

Художник Аминадав Каневский, "Крокодил" №19, 1968
Художник Аминадав Каневский, "Крокодил" №19, 1968

- Товарищ директор, всё в порядке, пьяных нет!
- И это, по-вашему, порядок?

Ресторан, в котором нет оркестра, исполняющего живую музыку, приличным в те времена не считался однозначно, и я даже не знаю, работали ли тогда такие вообще. Ну а то, что играли иногда ресторанные "лабухи" очень громко, так исходили они, по-моему, из простого соображения, что чем громче звучит музыка, тем веселее у людей на душе. Если, конечно, это не похоронный марш:

Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №31, 1981
Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №31, 1981

- Там так громко играет оркестр, что заказ приходится брать у входа.

А на этой карикатуре повар просто очень дорожит своей профессиональной репутацией, документальное подтверждение которой и содержит находящаяся у него в руках "Книга жалоб и предложений". И понять его можно: ресторан-то всё равно сгорит, а при трудоустройстве на новое место деятельности положительные отзывы о его работе могут очень даже пригодиться:

Художник Владимир Казаневский, "Крокодил" №33, 1979
Художник Владимир Казаневский, "Крокодил" №33, 1979

Следующие две карикатуры их авторы написали по мотивам впечатлений, которые они, судя по всему, получили во время командировочных поездок, так как объектами сатиры в них являются рестораны на колесах, присутствующие и сегодня в составе любого поезда дальнего следования. А не понравилось в работе вагонов-ресторанов карикатуристам, прежде всего, их меню. В первом рисунке авторы предъявляют претензии к качеству блюд,

Художники Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев, "Крокодил" №21, 1968
Художники Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев, "Крокодил" №21, 1968

- Какое может быть качество? Всё на ходу приходится делать...

а во втором рисунке художник иронизирует по поводу их скудного ассортимента:

Художник Борис Савков, "Крокодил" №18, 1969
Художник Борис Савков, "Крокодил" №18, 1969

- Плесни, Буренка, молочка попить!..

Следующий рисунок автор написал по поводу открытия заведения, имевшего в системе советского общепита ранг немного пониже, чем ресторан, однако некоторые элементы ресторанного сервиса в своей работе сохранившего. В частности, спиртное в большинстве кафе в те времена тоже наливали, правда, предполагалось, что ассортимент его должен быть более ограниченным , чем в ресторанах. Карикатура написана на ситуацию, когда это правило лицемерные организаторы кафе, судя по их поведению, соблюдать совсем не собираются:

Художник Владимир Шкарбан, "Крокодил" №32, 1974
Художник Владимир Шкарбан, "Крокодил" №32, 1974

- Какое же дадим название нашему кафе: "Диета", "Здоровье", "Трезвость"?..

Ну и последняя в публикации карикатура, зарубежная. В СССР в те годы посещение ресторана тоже стоило недешево, однако если верить автору этого рисунка, в "старой доброй" Англии рестораторы тогда творили по этой части самый настоящий беспредел:

Издание "Уикэнд", Англия, опубликовано в журнале "Крокодил" №34, 1981
Издание "Уикэнд", Англия, опубликовано в журнале "Крокодил" №34, 1981

- Это счет за обед, или вы пытаетесь продать мне весь ресторан?

На сегодня всё)) Здоровья вам и хорошего настроения))


Еда
6,23 млн интересуются