Найти в Дзене
Мама, я снова рисую!

5 фактов о художнике: Иван Похитонов – русский французский “чародей-художник”

Выбираю 5 фактов из биографии художника и рассказываю их вам 1. Родился художник в Херсонской губернии в семье потомственного военного Павла Даниловича Похитонова и Варвары Алексеевны Белич. И как водится у потомственных военных, мальчика сначала определили в кадетский корпус, который он бросил, чтобы поступить в московскую Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию, ныне Тимирязевскую. Из академии его отчислили за участие в кружке народовольцев-нечаевцев. Похитонов вернулся домой и поступил на естественное отделение Новороссийского университета. Но и это заведение ему закончить не удалось: всего через год он бросил университет и уехал вместе с матерью и сестрой в Европу. Вернувшись из поездки, Похитонов сначала устроился на службу в Одесский Государственный банк, а затем на некоторое время переехал в родительский дом, чтобы помогать отцу управлять имением. 2. Рисовать Похитонов начал еще в детстве, во время учебы в частном пансионе. Рисовал он и дома, и в Швейцарии, где ж
Портрет художника кисти Н. Д. Кузнецова.
Портрет художника кисти Н. Д. Кузнецова.

Выбираю 5 фактов из биографии художника и рассказываю их вам

1. Родился художник в Херсонской губернии в семье потомственного военного Павла Даниловича Похитонова и Варвары Алексеевны Белич. И как водится у потомственных военных, мальчика сначала определили в кадетский корпус, который он бросил, чтобы поступить в московскую Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию, ныне Тимирязевскую. Из академии его отчислили за участие в кружке народовольцев-нечаевцев.

"Въезд в Матреновку", имение матери художника.
"Въезд в Матреновку", имение матери художника.

Похитонов вернулся домой и поступил на естественное отделение Новороссийского университета. Но и это заведение ему закончить не удалось: всего через год он бросил университет и уехал вместе с матерью и сестрой в Европу.

Вернувшись из поездки, Похитонов сначала устроился на службу в Одесский Государственный банк, а затем на некоторое время переехал в родительский дом, чтобы помогать отцу управлять имением.

"Усадьба".
"Усадьба".

2. Рисовать Похитонов начал еще в детстве, во время учебы в частном пансионе. Рисовал он и дома, и в Швейцарии, где жил вместе с больной сестрой. Долгое время он был самоучкой и по всей видимости связывать свою судьбу с искусством то ли не хотел, то ли не решался. Однако выставка передвижников в Одессе, на которой он смог побывать в середине 1870-х годов, вдохновила его и дала сил принять судьбоносное решение: он понял, что хочет однажды стать участником такой же экспозиции. Похитонов снова уезжает в Европу, и на этот раз с твердым намерением обучаться живописи профессионально. На тот момент ему было уже 26 лет.

Сначала художник едет в Италию, но в следующем году перебирается во Францию. Здесь он берет уроки живописи у Алексея Петровича Боголюбова, крупного русского художника-мариниста, одного из учредителей “Общества взаимного вспомоществования русским художникам” в Париже.

"Улица на юге Франции".
"Улица на юге Франции".

Неизвестно, как долго продолжалось это обучение и насколько оно было систематическим, но сохранился натюрморт кисти Похитонова с надписью, посвященной Боголюбову: «Глубокоуважаемому учителю А.П.Боголюбову. И.Похитоновъ 1 января 1880 г.». Специалисты считают, что именно Боголюбов привил Похитонову любовь к плэнеру и барбизонской живописной школе.

"Фазаны" с благодарственной надписью.
"Фазаны" с благодарственной надписью.

3. Для своего времени, первая жена Ивана Павловича была очень неординарной женщиной. В России она одной из первых посещала высшие женские курсы, потом продолжила образование в Сорбонне, защитила докторскую диссертацию и вела частную практику как врач-дерматолог.

Иван Похитонов и Матильда Вульферт познакомились в Париже, и видимо во многом из-за работы и учебы Матильды Константиновны пара после свадьбы вернулась в Европу.

Сохранились письма Матильды Константиновны, в которых она часто сетует на легкомысленное отношение увлеченного работой мужа к своему здоровью. Они расстались в 1891 году и Похитонов женился на ее младшей сестре Евгении.

Иван Крамской "Портрет М. К. Похитоновой".
Иван Крамской "Портрет М. К. Похитоновой".

4. Коллеги называли его “чародеем” за оригинальную технику работы. Прежде всего стоит упомянуть, что Похитонов писал так называемые миньоны – законченные произведения небольшого размера, практически миниатюры. Писал он свои работы на тщательно отполированных дощечках из лимонного или красного дерева, используя разные острые предметы, которыми в процессе счищал и процарапывал красочный слой. О его технике коллеги единодушно высказывались примерно следующим образом: у него намазано, счищено и сверху опять писано. И получается великолепно. Просто чародей какой-то!

5. Современники Похитонова задавались вопросом, чей же он все-таки художник – русский или французский? Вопрос действительно интересный: его карьера, довольно успешная, началась во Франции, там же, под влиянием барбизонской школы прошло его становление, как художника, сложилась техника письма. Первая выставка, первый успех, контракт с арт-дилером – все это случилось вдали от родины. В течение жизни Похитонов подолгу жил в Европе, а после революции, в 1919 году, окончательно перебрался в Бельгию.

Некий русский критик, подписавшийся как “Сад Жарден”, писал в своей заметке 1918 года, что Похитонова история искусств в будущем несомненно поместит во французский раздел.

Но сам Похитонов безусловно считал себя русским художником и страшно переживал, что мало известен на родине. И наверное хорошо, что в последнее время его творчество становится все более популярным и известным в России.

"Портрет И.С. Тургенева".  Сам писатель очень ценил этот портрет и считал его лучшим из всех существующих.
"Портрет И.С. Тургенева". Сам писатель очень ценил этот портрет и считал его лучшим из всех существующих.