Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Китай наращивает выпуск фрегатов революционного типа

Боевой корабль типа 054B крупнее и быстрее своего предшественника, что позволяет ему действовать вместе с авианосными группами в боевых порядках. Масштабная программа военно-морского судостроения Китая набирает обороты благодаря быстрому строительству боевых кораблей нового поколения, строительному буму, который обещает высвободить старые военные корабли для патрулирования береговой охраны в спорных морских районах в Восточном и Южно-Китайском морях.

В этом месяце издание Naval News сообщило, что производство новых китайских фрегатов Type 054B в настоящее время ведется на верфях Hudong в Шанхае и Huangpu Wenchong в Гуанчжоу, на тех же верфях, которые отвечают за производство фрегатов Type 054A, входящих в состав Народно-освободительной армии - ВМС (НОАК), во флотах которой числится уже 40 единиц подобных кораблей. Naval News упоминает, что верфи Hudong и Huangpu также производят модифицированный Type 054A, адаптированный для Береговой охраны Китая (CCG), получивший обозначение Type 818, и продолжают работу над более новым модернизированным вариантом.

Type 054B — это новый военный корабль, который шире и длиннее своего предшественника Type 054A, с расчетной длиной 147 метров, шириной 18 метров, более громоздкой надстройкой и более высоким мостиком, водоизмещением 6000 тонн. Отмечается, что, хотя вооружение и другие подсистемы Type 054B до сих пор неизвестны, они, скорее всего, будут включать в себя 32-элементную систему вертикального пуска (VLS), новый тип радара с активной фазированной антенной решеткой (AESA) и, возможно, 11-ствольную 30-мм автоматическая пушку PJ-11 на мостике, как у эсминца Type 052D и крейсера Type 055. Также ожидается, что на нем будут размещены два многоцелевых и противолодочных вертолета Z-20, которые заменят более легкий и менее мощный Z-9, использовавшийся на Type 054A.

В новостях военно-морского флота упоминается, что фрегат Type 054B, строящийся в Huangpu, уже окрашен, и спуск на воду, вероятно, состоится в ближайшие пару месяцев. Корпус корабля в Hudong был спущен на воду в начале июня, чтобы освободить место для гражданского судна, но затем был возвращен для дальнейших работ. В сообщении Naval News отмечается, что оба корпуса будут спущены на воду до конца года, а обнаружение дополнительных модулей предполагает, что Китай строит больше фрегатов.

В феврале 2023 года Asia Times отметила, что Type 054B был впервые разработан в 2016 году и является окончательной формой конструкции Type 054A. Он задумывался как недорогой противолодочный корабль, работающий вместе с высококлассными крейсерами типа 055 и эсминцами типа 052, которые слишком дороги, чтобы строить их в больших количествах. Ожидается, что Type 054B будет работать в пределах Первой и Второй цепочек островов. Ему также может быть поручено обеспечить безопасность морских коммуникаций Китая (SLOC), соединяющих крупные морские порты через его Морской шелковый путь, поскольку больший размер корабля позволяет ему перевозить больше топлива и бортовых запасов с тем, чтобы он мог повысить выносливость и самодостаточность в открытом море. Он также может действовать вместе с авианосными боевыми группами Китая, а его усовершенствованные двигательные установки устраняют значительный недостаток Type 054A, заключающийся в том, что они слишком медленны, чтобы не отставать от эсминцев Type 052 и крейсеров Type 055 в роли эскорта.

В этом месяце South China Morning Post (SCMP) отметила, что Type 054B на самом деле является «мини-Type 055», что означает, что на борту последнего корабля могут быть использованы технологии, применяющие мощные микроволны или корабельные беспилотники. SCMP также сообщает, что к 2030 году Китай планирует иметь четыре авианосные ударные группы, причем Type 054B, Type 052D и Type 055 будут служить важными эскортными кораблями для авианосцев.

Ускорение строительства Type 054B также может позволить Китаю усилить свою береговую охрану по отношению к своим соседям из Восточной и Юго-Восточной Азии в спорных районах. У Китая есть опыт переоборудования старых военных кораблей в суда морских сил правопорядка. Сочетание проектной выносливости и устойчивости военного корабля с правовым статусом гражданского корабля позволяет Китаю гибко применять тактику «серой зоны», включая иногда рискованные маневры, которые могут не достигать смертоносной силы с тем, чтобы сбить с толку варианты ответа противника.

В отчете Министерства обороны США (DOD) за 2022 год о военной мощи Китая упоминается, что в 2021 году Китай передал 22 единицы своих корветов Type 056 из НОАК в CCG из-за отсутствия на них гидролокатора с буксируемой антенной решеткой, ограниченного радиус действия и небольшого объема памяти. Кроме того, по мере того, как все больше кораблей, способных работать в открытом море, поступает на вооружение НОАК, потребность в боевых кораблях береговой обороны, таких как Type 056, снижается.

В феврале 2022 года SCMP отметила, что корвет Type 056 с бортовым номером 511 был модифицирован на верфи Hudong для обслуживания CCG, при этом с корабля были сняты торпедные аппараты и ракетные установки, но сохранены 30-мм автоматические пушки и 76-мм основное орудие. SCMP также сообщила, что к бортам корабля были добавлены светодиодные панели, позволяющие отображать предупреждения и сообщения с тем, чтобы Type 056 мог лучше справляться при столкновениями с гражданскими судами, которые часто случаются в морских спорах, и создавать электронные помехи.

Китай также переоборудовал свои старые фрегаты в корабли морских правоохранительных органов, увеличив дальность хода, выносливость и возможности, которых нет у перепрофилированных корветов Тип 056. В июльской статье 2015 года для The Diplomat Франц-Стефан Гэди отметил, что верфь Hudong переоборудовала два фрегата Type 53H2G в катера CCG с их пусковыми установками противокорабельных ракет YJ-83 и пусковыми установками зенитных ракет HQ-61, а 100-мм основное орудие и 37-мм артиллерийские установки были удалены, но остались две спаренные передние 37-мм артустановки.

Кроме того, Гэди упоминает в отдельной статье для The Diplomat за июнь 2015 года, что Китай уже модифицировал фрегат Type 054A для службы CCG, говоря, что китайские социальные сети показывают то, что корабли этого класса, уже окрашены в цвета CCG. С них удалены VLS и 76-мм основное орудие, но, скорее всего, сохранены вспомогательные вооружения. Гэди отмечает, что привлечение кораблей бывших на службе в CCG — это быстрый и простой способ укрепить численность последней с целью обеспечения соблюдения территориальных претензий в Восточном и Южно-Китайском морях. Он также отмечает, что ввод бывших фрегатов в состав CCG повысит ее возможности по проецированию мощи в спорных водах.

Действительно, в мае 2023 года Japan Times сообщила, что CCG уже имеет 157 крупных судов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. Это делает CCG крупнейшим в мире морским правоохранительным органом. С годами корабли CCG становились все крупнее и все более тяжеловооруженными. Дополнительные фрегаты Type 054A могут быть перепрофилированы для обслуживания CCG по мере увеличения производства Type 054B.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА