Картину фламандского художника Яна Матсиса (ок.1510 - 1575 гг.) под названием "Невесту ведут к брачному ложу", которую вы можете лицезреть выше, я нашла случайно.
Когда искала другие произведения так полюбившегося вам Никколо Франжипане.
Манера написания картин Франжипане, с которыми мы с вами познакомились ранее и Яна Матсиса имеет сходство. Но на самом деле Франжипане относился к примитивистам, а Матсис - к маньеристам. Там и там присутствует некая искаженность и неестественность изображаемых объектов.
Но это все несущественные детали, которыми я просто поясняю, как я наткнулась на произведение, которое сегодня мы с вами рассмотрим, а заодно познакомимся и с некоторыми европейскими обычаями того времени.
Итак, что мы видим на этой картине.
В углу стоит брачное ложе:
К нему развеселая толпа тащит нарядную женщину, которая не испытывает радости - ее лицо все в слезах:
Но эти слезы совершенно не вызывают сочувствия окружающих.
У одного из них мы видим в руках волынку, которая, если припомнить символику картин того времени, означала, что окружающие выдают перлы сниженной лексики - похабщину, которая всех весьма будоражит:
Умильно смотрящий на деву молодой человек - скорее всего ее новоиспеченный супруг. В руках она держит зажженную свечу и - или пустую кружку или ночной горшок.
Эти предметы могут быть как символами (горящая свеча - знак начала совместной супружеской жизни), так и обычными предметами, которые выдавали молодым из бытовых соображений.
А народ - дает волю воображению и явно находится в веселом подпитии. Свадебная церемония уже позади. Все наелись, напились, наплясались - впереди новое зрелище.
Одна парочка - милуется, сама не прочь оказаться на месте молодых:
Еще одна пара, видимо, тоже что то нам показывает - но мы этого не понимаем. Дама довольно развела руки, а мужчина рядом вцепился в кружку - возможно, просто прихватив с собой хмельного:
В правом верхнем углу торчит голова юноши, но он пока холост и здесь только для количества)
Обстановка веселая и доброжелательная, деву успокаивают, поддерживают, подбадривают, а не просто волокут на заклание.
Итак - что происходит?
Происходит последняя часть брачной церемонии - молодых укладывают в постель, дабы они могли завершить свой брак. При этом присутствовала толпа народа - но, в основном - близкие люди - друзья, родственники, хорошие знакомые. Все это сопровождалось непристойными песнями и шутками.
Но вот молодых привели и уложили, что тоже сопровождалось разными обрядами. Далее сценарий разнился в зависимости от места, времени и местных обычаев.
Упрощенно, вариантов было всего два -
молодых оставляли одних,
молодых не оставляли одних.
Что значит - оставляли одних?
Это тоже имело варианты.
Гости могли развернуться и уйти из комнаты, продолжив веселье и производя побольше шума, чтобы происходящее в спальне не было слышно.
Гости могли задернуть шторки на кровати и находиться рядом - наоборот, прислушиваясь, поскольку смысл их присутствия был в том, чтобы стать свидетелями завершения брака.
Причем, здесь тоже могли быть варианты в составе - это могла быть довольно большая толпа, а могли быть избранные доверенные лица - например, в Исландии брак не считался действительным, если на такой церемонии не присутствовало 6 мужчин, которые могли подтвердить его осуществление.
Что значит - не оставляли одних?
То и значит. Свидетели непосредственно наблюдали за процессом. Для того, чтобы члены общины точно знали, что брак реализован.
Эти обычаи имели место у простолюдинов - но наиболее жестко они соблюдались у знати. Ибо там заключение брака и подтверждение законности наследников имело намного большее значение - ставки в материальном плане были несоизмеримо выше.
Вот вам иллюстрация - как это выглядело. Да, это была важная церемония, и ее тоже писали художники:
Это - Церемония консумации, после свадьбы короля Карла Густава и королевы Хедвиги Элеоноры в 1654 году.
Как видим - свидетелей толпа. Весь двор. У стены стоит брачное ложе, невесту и жениха готовят туда отправить - тут и придворные, и священники и собаки бегают, и дети... Просто еще одна церемония.
Вот портреты брачующихся:
Невеста - принцесса Хедвига Элеонора Гольштейн-Готторпская (1636 - 1715 гг.)
Жених - король Швеции Карл X Густав (1622-1660 гг.)
Естественно, что королевская свадьба завершалась за шторами кровати, но тем не менее - при свидетелях. Эта церемония имела юридическое значение, так что свидетели должны были быть.
Здесь надо сказать, что королевская жизнь в принципе имела такую специфику, что король не оставался один даже в самые интимные минуты. Они так жили с детства, всегда, поэтому воспринимали все иначе.
Однако ничто человеческое королям тоже не было чуждо. Присутствие толпы людей в такой момент мало кому нравилось. Но если большинство просто смирялось перед необходимостью и обычаями, то, к примеру, Карл I (1600 – 1649 гг.), король Англии, взял и выгнал всех из спальни, да еще и дверь запер для надежности на засов.
Однако этим он никак не повлиял на осуществление данного обычая как у своих подданных, так и у своих преемников.
Вот такой интересный, дикий для нас, но повсеместно в свое время распространенный обычай, кроется за странной картиной Яна Матсиса.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.