Найти тему
Прожектор оборонки

Почему украинские катера взорвали Крымский мост?

Успешная атака на Крымский мост 17 июля вызывает удивление. Дело в том, что безэкипажные катера никто и никогда не считал эффективным оружием.

Идея радиотелеуправляемых торпедных катеров, торпед и мин возникла очень давно, в 1920-е годы в Остехбюро, возглавляемым изобретателем В.Бекаури. В 1938 году Бекаури расстреляли, Остехбюро разогнали. После окончания Великой Отечественной войны идея возникла вновь применительно к телеуправляемым катерам и катерам тральщикам.

Идея ударных телеуправляемых катеров появилась на свет из-за несовершенства отечественных торпед. В 1930-е годы все советские торпеды были признаны неэффективными и конструкторы занялись копированием итальянских торпед.

Итальянские копии находились на вооружении советского ВМФ всю войну, но имели множество недостатков: были прямоидущими, оставляли огромный кильватерный след... Электрические торпеды без кильватерного следа, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды долгое время не получались. В один прекрасный момент было принято решение о разработке торпед с ядерными боезарядами, мощность взрыва которых позволяла компенсировать любой промах.

Тем не менее, все участники дискуссий отвергли проекты создания телеуправляемых ударных катеров и высказались за развитие торпед, как малоуязвимого и наиболее перспективного оружия. Телеуправление было оставлено только за тральщиками.

После окончания войны моря были нашпигованы минами. Немецкие инженеры основательно поработали над взрывателями этих мин. Многие взрыватели работали на новых физических принципах и советские ученые ломали головы над тем, как мины обезвредить и при этом экипажи тральщиков не погубить.

Так родилась идея первого советского безэкипажного тральщика проекта 1253. Напомню: пилотируемых или беспилотных катеров никогда не существовало. Подобные словосочетания употребляют в своих статьях только неграмотные неучи.

Спустя много лет идея радиоуправляемых катеров вновь появилась на свет. Почему? Торпеде нужны определенные условия хранения и торпедный аппарат с пневматической системой. Серийное производство торпед могут освоить лишь специализированные заводы. Это сложные и дорогостоящие изделия.

Торпеды реагируют на электромагнитное поле корабля или шум его двигателей, или на кильватерный след. Среагировать, например, на мост, торпеды не могут. Системы радиоуправления, оптического наведения или наведения по кильватерному следу корабля возможны. Но торпеды при движении полностью погружены в воду и все системы управления будут опять же очень сложными и дорогостоящими.

Другое дело безэкипажный катер. Хранить катера можно в любых сараях, на любом гражданском судне под видом зачехленной спасательной шлюпки. Для запуска никакие торпедные аппараты не нужны. Катер может иметь такие распространенные системы навигации как Джи Пи Эс или Старлинк, может иметь систему оптического наведения. Судя по сообщениям СМИ, катера «Микола-3» снабжены двигателями от водных мотоциклов массового производства.

Но есть у этих катеров три главных недостатка, наличие которых не позволяло им пробиться на рынки вооружений.

Первый недостаток – видеозаметность.

Второй недостаток – акустическая заметность.

Третий недостаток – наличие большой волны при движении.

Катера видны даже невооруженным глазом. В морской бинокль катер можно обнаружить на очень большом расстоянии. Моторы безэкипажных катеров гремят и воют. Их звук легко обнаружить как звукоулавливателями, так и гидроакустиками. Даже если катера новейших конструкций почти утоплены в воду, вздымаемые при движении со скоростью 80 км/ч буруны полностью выдают их с головой.

Как я уже сказал, для обнаружения катеров подходят любые оптические приборы, имеющиеся на вооружении флота. В качестве звукоулавливателей можно использовать находившиеся на вооружении Красной Армии системы «Прожзвук». Это очень старые, но очень простые, эффективные и надежные системы.

В 1941 году эти системы обнаружили все налеты всех немецких бомбардировщиков на Москву. Чертежи «Прожзвуков» хранятся в архиве ныне работающего московского завода «Прожектор». Всю документацию можно в течение месяца восстановить, усовершенствовать и запустить в производство. В армии придется реанимировать должность слухача (были такие бойцы в давние годы).

Установленные на берегу или на сторожевых кораблях «Прожзвуки» обнаружат любой безэкипажный катер, движущийся в сторону Крымского моста в любое время дня и ночи при любой погоде на дальнем расстоянии. Стоимость таких систем по сегодняшним меркам смехотворная.

Теперь о средствах поражения. Здесь тоже не надо ничего изобретать и тратить миллиарды из Гособоронзаказа. По телевизору уже показывали отличную работу шестиствольного 30-мм автомата АК-630 Тульского КБ приборостроения с борта разведчика «Иван Хурс». Автомат разнес в щепки все дроны. На смену АК-630 уже пришел спаренный автомат «Дуэт». Его эффективность в два-три раза выше.

На складах Российской армии осталось немало ЗПУ-2 и ЗПУ-4. Это двуствольные и четырехствольные установки на базе пулемета КПВ калибра 14,5 мм. Есть также спаренные и счетверенные пехотные КПВТ. Возможно, калибр 14,5 мм окажется излишним в борьбе с легкими катерами. Тогда можно изъять со складов пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В свое время пулеметами ДШК были вооружение все советские гражданские транспорты и рыболовецкие суда в целях самообороны. Есть и более свежие пулеметы «Утес» и «Корд» калибра 12, 7 мм, а также пулеметы Калашникова калибра 7,62 мм.

Опыт войны во Вьетнаме пролитой кровью показал следующую закономерность. Если в системе круговой противовоздушной обороны Ханоя протяженностью 100 км оставлена всего одна брешь протяженностью 100 метров, именно эту брешь сначала обязательно обнаружит американская разведка, затем в эту брешь обязательно прорвутся американские штурмовики, затем они обязательно нанесут бомбовые удары по Ханою.

У Российской армии есть все необходимое для успешной борьбы с украинскими катерами. Безэкипажный катер - это примитивное суррогатное оружие. Не надо только спать!

Читайте канал «Прожектор оборонки».

Михаил Первов

Катера
7974 интересуются