Найти тему
Записки раздолбая

Явь вторая, про петровскую чешуйку и кучу обломков

Дисклеймер.

Ну что, дорогой, думал, в сказку попал? Нет, в жизнь вляпался.

Первая часть тут.

.....

На неделе Дварф, пользуясь служебным положением и, местами, достаточно свободным графиком, повторно посетил приснившееся мне поле. Новости радовали. Находки по прежнему были, хоть уже и в меньшем количестве. Но, главное, напарник отловил тракториста, который это поле перепахивал, и провёл оперативный разведопрос. Короче говоря, интересующее нас место труженик сохи и сеялки клятвенно обещал к выходным перепахать "на двадцать сантиметров" (с), что внушало определённый оптимизм.

Очередная суббота не порадовала погодой, но в воскресенье дождей не обещали. Так что всё по графику - с утра я пью кофе у Дварфа, и мы вместе ждём третьего участника, товарища Вежливого.

Заодно обсуждаем неприятнейшую тему: Нива моего напарника основательно захандрила, и ехать придётся на мне. Я же после дождей в поле не заеду. Так что впереди марш-бросок в полной копарской выкладке:(

.....

Всё то же поле. Всё то же, если не большее, количество машин вокруг, и уж точно не меньшее, чем во сне, количество камрадов. Только вот субботний дождь качество накатанной дорожки не улучшил, так что коп начался с традиционного "- По людям, по людям! - радостно кричали рюкзаки" (с), и забега по перепашке на пару километров.

По пути пересеклись с парой ребят - то ли оец с сыном, то ли старший и младший братья. Остановились, поговорили. Они ходили по ушедшей имперской поселухе, причём с раннего утра. Находки, хоть воображение не поражали, но были достаточно приятными - монеты (медь без сохрана), крестики, простенькая серебряная сережка, несколько чешуек.

От них же услышали, что сегодня утром на этом поле другая банда копарей подняла пять рублей имени товарища Поклонского, одной желтенькой монетой, "вот там, к лесу, там раньше дорога от деревни была" (с). Ну что тут, повезло ребятам. Вообще, случаи нахождения золота на моей памяти в принципе единичны, и то, что тут было найдено пять рублей, означает, что здесь в земле _когда_то_лежала_ эта монета. И больше не лежит. Так что надеяться на повторение успеха незнакомых нам камрадов - идея несколько наивная. Такая вот проза жизни.

.....

Тракторист не соврал. Поле в нужном нам месте перепахано, земля нормально осела после дождя, влажная. Но - следы. И ямки, ямки, ямки. Понятно, что урочище не то, чтобы общеизвестное, но вполне себе популярное. Тем не менее, досадно.

Сбросив рюкзаки и организовав лагерь на краю поля, разбрелись, куда у кого душа лежала.

Вежливый почти сразу отправился в свободное плавание, ему с его тёркой на изобилии мелкого древнего чермета было откровенно грустно. Дварф и я начали методично пробивать места, в прошлосубботнем сне порадовавшие древнятиной.

......

Два часа. Всё печально.

Слышал я такую теорию про полевой коп - дескать, на подобных местах все интересные находки лежат на определённом слое по глубине. И перепашка может как вытащить этот слой на поверхность, так и, наоборот, затолкать его вглубь. Одно и то же поле, которое в прошлом году, допустим, стабильно давало хабар, в этом году может оказаться пустым. А через год, когда его снова трактор взбодрит, опять начать радовать. При этом перемешивания слоёв как такового не происходит, или же оно минимально. То есть, земля гуляет вверх-вниз почти послойно.

Так ли это, или же данная теория является не более чем фантазией и подгонкой фактов под ответ, не знаю. А может, те, кто походил до нас, качественно всё выбили. Но поле, так или иначе, "молчало". Оплавыши, мелкие обломки цветнины, несколько ушатанных пуговиц-гирек.

И вот тут я третий раз (считая два на предыдущем выезде во сне) основательно офигел. Дварф, махнув поллитра кваса, торжественно заявил, что а) культурки тут всего сантиметров шестьдесят, и б) он своим дварфячьим чутьём методом лозоходчества определил точное положение одного из домов по древнятине. И что он, Дварф, будет тут шурфить. Прямо посреди распаханного поля.

-2

Жара, духота и накопившаяся усталость не располагали к подобным экспериментам, поэтому я только махнул рукой. Сам то планировал, по примеру Вежливого, отчалить в свободное плавание. Начать с участка по средневековью, потом постепенно перебраться на локацию, где ранее, со слов Дварфа, вылезала чешуя. А дальше как бог на душу положит.

......

Шло время.

Вежливый скрылся куда-то за горизонт.

Дварф был в своей привычной стихии, то есть, копал. Дварфы, они такие, они не копать не могут.

Я же расстраивался, чем дальше, тем больше. Находки были, что уж, но не те, на которые мы изначально рассчитывали. Обломок очень приятного крестика. Снова обломок крестика. И ещё обломок. Обломок наручного браслета из высокооловянистой бронзы - ну вот кто бы сомневался... шансов выжить в целом виде у него и в лесу-то немного, а уж в поле вообще без вариантов.

Черметина - непонятный, но тяжелый вал с зубчатым колесом. Воткнуть вертикально, приметить место. Какие ни есть, а литра четыре бензина битых. На обратном пути забрать обязательно!

Щиток от перстня, с коловратом. Да, были времена, когда этот символ не нёс никакой негативной коннотации. Вообще, он известен очень задолго до Гитлера; вот только выложи его сейчас в соцсети, и сразу огребёшь за нацистскую символику. Полнейший идиотизм современных законов и тотальное незнание ура-патриотами истории. Был бы перстень целым, прыгал бы от радости. А так - очередной обломок, может, на реставрацию когда пригодится.

Наконец, попалась чешуйка. Пётр, мать его ети. И не красота с прочеканенной датой, а обычная "вошка", которую в приличном обществе даже идентифицировать не принято.

А Дварф копал. Дварфы, они такие.

.....

Обед.

Вежливый порадовал. Ему попался домонгольский крестик, со слегка гнутым верхним лучом. Попался, что характерно, достаточно далеко от поселухи. В то, что его так распашкой перенесло, не верю. Скорее, случайная потеряшка, "верёвочка перетерлась" (с).

Дварф удивил. Он действительно определил положение дома достаточно точно, промахнувшись всего-то на метр. В итоге у него ещё один крестик, а заодно куча всякой интересной мелочи - кость, явно перерезанная в рукоять для какого-то хозбыта, клык, волчий то ли собачий, и некоторое количество жбони.

При этом Дварф, сверкая покрасневшей мордой лица, заявил, мол, "чтоб он, да ещё раз, да в одиночку, да ни за какие коврижки". Недовольным, тем не менее, этот безумец не выглядел.

И да, шурф он старательно закидал. Всё-таки поле, и нам тут ещё не раз бывать, видимо.

.....

Послеобеденная расслабуха. В свободный полёт отправились все трое.

Вежливый грустил, собирая цветмет. Преимущественно в его улове был алюминий, ака "догоним и перегоним Дерипаску".

Дварф вскоре поднял 10 копеек, рамочник, СССР, и предъявил свои притязания на победу в кофейном состязании. Нет, ну 10 копеек - это 10 копеек. Но чтобы я Дварфу в поле проиграл по количеству найденных какаликов?! Да не бывать такого. Так что буквально через четверть часа, отвечая на его принципиальный вызов своей полной беспринципностью, я размочил счёт уже двадцатикопеечным рамочником. А потом ещё десять копеек добавил. И всё заверте....

Обиженный в лучших чувствах Дварф, что-то недовольно ворча себе под нос, полез на территорию, где по находкам явно могла быть только поздняя империя. Надо отдать должное напарнику - как я обладаю суперспособностью находить позднятину где угодно, так и он где угодно вытащит чешую. Василий III, не люкс, но очень приятно.

У меня же начался какой-то сюр. Зацепился за одну медную монетку, буквально рядом с чьими-то следами. Две копейки последнего чекана, сильно уставшие. Потом ещё монета, какалик, при жизни - полушка Анны Иоанновны. Посмотрел, подумал, да и пошел строго по следам этого чудо-копаря.

Екатерининская деньга, увы, ушедшая. Её же копейка. Копейка с вензелем Александра II - ну, та, которая 185Х.

Луч от ополченского креста. "ЗА" есть. Где "ВЕРУ", "ЦАРЯ" и "ОТЕЧЕСТВО"?! Я негодую!

Да, какалики, но как так можно? Вокруг следовой дорожки ямок было минимум миниморум, а сигналы такие, сердитые и скандальные. Разве что луч от ополченца ближе к фольге долбил. Глубина, опять же, в полштыка почти везде. Такое даже с более слабым прибором на мокром грунте не враз то и пропустишь.

В общем, что делал мой предшественник на поле, и как он искал, непонятно. Ну и лишнее подтверждение, что чужие следы и чужие ямки далеко не всегда означают, что место выбито. Всяко надо ходить и проверять.

.....

Вечер. Воды осталось полбутылки на троих, и что-то в гидраторе у Дварфа. Солнце заваливается за кромку леса, на которой стоит машина. Кажется, что до машины примерно столько же, сколько до солнца. А ноги гудят, и спина болит.

Слева мои находки, в центре добыча Дварфа, справа то, чем богат Вежливый.
Слева мои находки, в центре добыча Дварфа, справа то, чем богат Вежливый.

Дварф предлагает чермет складировать кучей в березняке, прикрыть ветками, и оставить на следующий выезд. Дескать, он в следующие выходные обещал на это поле Ведьму притащить. Напарнику интересно, как отработает ведьмин веник на "выбитом" первой и второй дусями месте. Очень часто, кстати, веник в таких раскладах творит чудеса. А на ведьминой красной полноприводной ступе сюда можно без проблем по любой погоде залететь.

Нет, не вариант. Чермет не отдам! Напялив значительно полегчавший рюкзак (минус вода, минус еда), собираю всё найденное, и кое-как тащусь к машине.

.....

Ноги болят вполне себе наяву. И навигатор чудит. Вечер воскресенья, а пробка по направлению к Москве выглядит вполне терпимой. Всего-то полтора часа до Дварфа, и потом ещё час до дома.

Но Вежливый настоял, что, дескать, коп не закончен, если не было кофе и шаурмы, благо по пути в одном месте есть и то, и другое. Стоим, грязные и уставшие, ужинаем. И строим планы на следующие выходные.

Так что третьей части по этому полю, где-то между сном и реальностью, быть. Ну, если не случится какого-либо форс-мажора.