Испанский диджей и бывший пилот «Формулы-1» поделился мнением о методах воспитания отца Ферстаппена – Йоса Ферстаппена, также выступавшего в чемпионате.
– Ферстаппен оказался под максимальным давлением с двух сторон – «Ред Булл» и своего требовательного отца. Такая фактически военная подготовка сделала его машиной для побед?
– Мы все в «Ред Булл» были как машины. Такую мы прошли школу. Ты либо побеждаешь, либо погибаешь. Мы все чувствовали чрезвычайное давление со стороны доктора Марко. Карлос [Сайнс], Феттель, Буэми, я… Нам звонили и говорили: «Если не выиграешь следующую гонку, больше с нами не гоняешься». Если бы я не победил в британском чемпионате [«Формулы-3»] в 2008-м, то выпал бы из программы. Мы всегда находились на острие ножа.
– Ферстаппен здорово справился с этим давлением и давлением отца…
– Он исключение, подтверждающее правило. Его отец насилием научил его выигрывать гонки. Его так натренировали. Счастья не было. Его настолько довели до предела возможностей, что сделали из него идеального пилота.
– Что вы имеете в виду, когда говорите про насилие?
– То и имею. Это не фигура речи. Его отец использовал насилие, когда Макс не выигрывал в картинге. Это потрясающе: сегодня такой подход кажется дикостью, но так все и было. Я бы никогда не воспитывал так своего сына. Это варварский подход, но для них он сработал. Очень строгая система, выстроенная на дисциплине – «Ред Булл» понравилось.
– Вам удалось это наблюдать?
– Лично – нет. Я лишь однажды гонялся против него, на чемпионате мира по картингу во Франции. Я тогда уже был тест-пилотом «Пирелли». Даже в практике можно было легко увидеть, насколько он агрессивен. Он хотел не просто победить, а продемонстрировать, что он выше остальных. Такой настрой привил ему отец. Макс и его отец Йос ненавидят напарников, и так будет всегда. Он не хочет давать другому гонщику ни шанса. Ему недостаточно выиграть – он хочет унизить.