Найти тему
📚 МемуаристЪ

Зачем Сталин разбил памятник наркома

Заскучали без моего любимого академика Борева? Нашел очаровательню байку про Сталина, которая самым страшным образом перекликается с историей сегодняшних дней. Даже не скажешь – какая больше за душу берёт: которая из антисоветской «Сталиниады» или которая за окошком творится.

Как обычно, академик от эстетики Борев вместо истории шпарит какие-то байки своих знакомых. Эту историю, якобы, рассказал ему художник Евгений Кацман в 1956 году.

В отличие от Борева, художник Кацман был коммунистом. Заслуженный обладатель целого ряда персональных выставок. Член-корерспондент Академии художеств Союза

Навряд ли даже в 1956 году он мог рассказывать злобные байки про Сталина. Тем более, что никаких других подтверждений этому, кроме баек нашего академика от эстетики, не сохранилось.

Борев пишет, что в конце тридцатых в Москве проходила выставка «Двадцать лет Советской индустрии». Академику невдомёк, что выставка-то крайне известная.

Приурочена была, вот сюрприз, к двадцатой годовщине Революции. Ровно поэтому проводилась в 1937 году.

Больше того – к выставке мастерами Союза были подготовлены подлинные шедевры: от могучих паровозов, до хрупких росписей на фарфоре. В Париж на Всемирную выставку они поехали факультативно. Готовилось это всё именно к нашей выставке.

Посвятили нашу выставку одному из создателей нашей индустрии – товарищу Серго Орджоникидзе. Наркома не стало буквально вот-вот, так что посвящение вполне понятное. Достаточно прессу тех месяцев почитать, там в каждом журнале не по одной статье в память товарища Серго.

Организатор промышленности был выдающийся. После его ухода пришлось наркомат разделить на шесть, что ли, новых наркоматов. Потому как никто другой в одну голову потянуть настолько сложную работу не мог.

Конечно, грандиозно выросло и число заводов. Наркоматы для разных отраслей – необходимость. Но и личность Орджоникидзе играла большую роль.

Борев рассказывает, что у входа на выставку поставили статую ушедшего наркома. Накануне открытия выставки приехал посмотреть лично Сталин.

Кацман, якобы, попросил вождя объяснить деятелям искусства что же такое «социалистический реализм». Вопрос идиотский, по сути.

Собственно, по версии академика, Сталин ответил крайне грубо?

«А откуда я знаю? Пусть об этом расскажут те, кто об этом пишет».

После этого сильно разозлённый Сталин немедленно уехал. А утром, при открытии выставки, обнаружили, что статуя товарища Серго вдребезги кем-то разбита.

Разумеется, академик делает вывод, что сделано это было по приказу Сталина. А может и лично вождь ночью проник на выставку с революционной кувалдой. И упоённо крошил скульптуру погибшего товарища.

Это академик ещё чудом удержался. И не вспомнил завиральную байку либералов. Что товарища Серго, вообще, убили. По личному приказу товарища Сталина.

Вот, как пишет наш любимый академик:

«Для Сталина было нестерпимо увидеть монументальную фигуру кого-либо кроме себя».

Забавно, конечно. Потому что до сих пор сохранилось довольно много экспонатов с той выставки. Начиная с художественных ваз и тарелок с портретами Орджоникидзе.

Ровно как такими же портретами увековечили, например, героя полярных перелётов Водопьянова. Или арктического исследователя Шмидта.

Чтобы понимать как относились к товарищу Серго, достаточно вспомнить народное прозвище. Локомотив индустриализации – это про него.

С 1930 года он председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, в 1932 году создает Наркомат тяжёлой промышленности. Который объединял чуть ли не все строящиеся заводы страны.

Кстати, в те годы тоже были свои Чубайсы. Которые говорили – ничего строить не надо, всё нужное купим за границей. Баталии на совещаниях разворачивались нешуточные.

Вот, как говорил Орджоникидзе:

«Когда с тем или другим товарищем мы деремся за то, чтобы такое-то оборудование не ввозить из-за границы, не платить за него валюту капиталистам, а поставить производство этого оборудования у нас, то некоторые обижаются на это.
Разве есть что-либо более прекрасное для нашей промышленности, для наших хозяйственников, чем то, чтобы вместо передачи заказов за границу строить все, что только можно, у себя — в стране социализма!»

Совсем недолго пробыл товарищ Серго в наркомах. Вместе с ВСНХ меньше десятка лет. За это время нарком открыл более пяти сотен новых заводов!

Ничего удивительного, что от Московского авиационного института до десятков заводов, были названы в честь наркома. Это не разнарядка из Кремля, рабочие коллективы собирались и предлагали дать своему заводу имя любимого организатора промышленности. Потому как без него просто не было бы этих заводов, как не было их при царе.

Что характерно, нарком не забывал, что заводы – всегда люди. В первую очередь, надо дать людям работу. Но и не забыть создать условия для жизни, целые города строить!

«Давайте сегодня, прежде всего и раньше всего, будем гнать строительство заводов и всего необходимого для того, чтобы рабочие имели более или менее приличный образ жизни, а когда заводы начнут работать, тогда мы будем строить около них социалистические города».

Например, при Казанском Авиакомбинате был спроектирован с нуля и построен целый соцгород. Рабочие предложили дать ему имя посёлка имени Орджоникидзе. А на центральной площади стала скульптура наркома.

Сегодня это Авиастроительный район Казани. Про Орджоникидзе и не помнит никто.

Больше того, местные краеведы запустили абсолютно безумную байку. Что на самом деле, это памятник Сталину. Ну вот же и усы есть!

Мол, при Хрущёве ломать памятник целиком не стали. Вместо трубки в руку воткнули бинокль. Да поменяли табличку на постаменте. Был Сталин, стал Серго.

Историки настоящие на это достали газеты 1939 года. С фотографиями этого самого памятника. Где чётко читается, что памятник-то наркому. Как это Сталин не добрался до него со своей революционной кувалдой?

Зато добрались в наши дни. Лет семь назад вандалы разбили полувековой монумент. Варварски отбили одну руку и повредили постамент.

Так и стоял разбитый наполовину памятник. То ли Сталину, то ли товарищу Серго. Какая, мол, теперь разница. Потом и вообще памятник куда-то увезли.

Впрочем, труд краеведов и историков честных даром не пропал. Писали обращения, стучались в инстанции. Добились.

Памятник товарищу Серго был восстановлен. Сегодня он снова украшает район соцгорода. Как это Сталин не догадался его уничтожить ещё в 1939 году?

Это памятник не только товарищу Серго. Памятник рабочим, создавшим могучие заводы, работающие до сих пор. Памятник строителям и инженерам. Памятник миллионам Советских людей, любовно поднимавшим свою страну.

Совсем незадолго до своего ухода, буквально за пару недель, товарищ Серго сам говорил об этом:

«...Инженер... строит свой дом в своем Советском Союзе. Он отдает все свои знания... Таких - я смею заявить - имеется в нашей стране по крайней мере не менее девяноста процентов.
Иначе и быть не может! Это наши родные сыновья, наши братья, которых мы воспитали».
-2