Роковую роль в жизни и творчестве композитора Михаила Глинки сыграли близкие ему женщины. Его первая жена оказалась пустой и скандальной, из-за нервных потрясений композитор провалил оперу
Когда он наконец встретил свою музу и мог стать отцом, его любимая мать, запретила ему связывать свою жизнь с сомнительной девицей, тем самым обрекая сына не только на одиночество и бездетность, но и на творческое выгорание.
Михаил Глинка начал учиться музыке по настоянию матери в 6-летнем возрасте, так уж повелось с детства, что Миша всегда и во всём соглашался с мамой, потому что очень её любил.
Когда в 1817 году семья переехала в Петербург его отдали в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете, где он познакомился с Пушкиным, а поэт Кюхельбекер был его гувернёром. Частные уроки музыки он брал у известных музыкальных педагогов Карла Цейнера и Джона Филда.
Здесь он впервые начал сочинять свои собственные вариации для арфы и фортепиано, а по окончании пансиона начал писать романсы на слова Баратынского, Пушкина, Римского-Корсакова.
Однако по настоянию родителей ему пришлось устроиться на государственную службу в Управление путей сообщения, как говорила его мать - для стабильного материального состояния, но своей любимой музыкой он продолжал заниматься.
Творческий период 1824-1835
Михаил был не удовлетворён своими романсами, ему хотелось выйти за рамки бытового жанра и писать серьёзную музыку, он начинает работать над оркестровыми увертюрами. Расширяется круг его знакомств, он сближается с Грибоедовым, Жуковским, Дельвигом, Одоевским.
В апреле 1830 года он уезжает в Италию, чтобы поправить здоровье, поскольку были проблемы с детства и селится в Милане который в то время был центром музыкальной культуры. Здесь вся его жизнь наполнена музыкой, он знакомится с композиторами Беллини и Доницетти, пишет сам «в итальянском духе» и постепенно вырабатывает свой композиторский почерк.
В 1833 году он некоторое время жил в Берлине где изучил тонкости музыкальной грамоты под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена.
В 1834 году умирает его отец и по настоянию матери Михаил возвращается в Россию. У него грандиозные планы, он задумал написать оперу. В поиске сюжета ему помогает Жуковский, они останавливаются на предании об Иване Сусанине. Опера была написана на одном дыхании, почти за год.
А маменька тем временем настаивает на женитьбе, и Михаил как послушный сын начинает присматривать себе невесту. Как-то он зашел в гости к своему другу Алексею Стунееву, где познакомился с его прехорошенькой родственницей Марией и решил, что сделал свой выбор.
Маменька одобрила, тем более выяснилось, что Мария приходилась им дальней родственницей.
Женитьба и триумф первой оперы
В апреле 1835 года Михаил Глинка обвенчался с Марией Петровной Ивановой и молодожёны уехали на жительство в имение Новоспасское Смоленской губернии, где Глинка заканчивал оперу. Она была принята к постановке на сцене Петербургского Большого театра, перед этим композитор встретился с императором, и он разрешил назвать оперу «Жизнь за Царя».
Премьера состоялась 27 ноября 1836 года, присутствовал император с семьёй, успех был триумфальный, зал рукоплескал, император лично поздравил композитора.
Он был счастлив, к нему пришёл долгожданный успех, и он с воодушевлением готовился приступить ко второй опере, но всё получилось иначе.
Крах семейной жизни
После триумфа оперы император назначил Глинку капельмейстером Придворной певческой капеллы, и он с женой переехал в Петербург.
Если первые месяцы семейной жизни в Новоспасском казались Глинке идиллией, то приехав в Петербург он словно прозрел, его Машенька на самом деле оказалась совершенно пустой, мелочной и глуповатой особой, да к тому же ещё и скандальной. Её интересовали только дорогие наряды, балы и вечеринки.
Она скандалила по всякому поводу, упрекала мужа, что он много тратит денег на нотную бумагу и не водит её по балам, а она при этом без счёта тратила деньги на украшения, заставила его поменять квартиру на более дорогие апартаменты.
Неожиданным стало для Глинки и то, что с ними поселилась тёща, которая при скандалах становилась на сторону дочери.
Глинка просто не выдерживал, убегал из дома, неделями жил у друзей. Однажды до него дошли слухи, что его жена изменяет ему, он сначала не поверил, но как-то, неожиданно вернувшись домой услышал, как мать с дочерью обсуждают её тайное свидание.
Он ушёл, прислуге велел покинуть квартиру, жене письменно предложил развестись, пообещав оставить ей драгоценности мебель, карету и высылать ей исправно половину своих доходов.
Он был настолько измотан и опустошён этими отношениями, что с трудом периодически возвращался к своей второй опере «Руслан и Людмила», поэтому работа шла медленно.
Встреча с Музой
Композитору все сочувствовали, нередко он заходил на обед к Анне Керн, с которой приятельствовал и познакомился с её дочерью Катенькой. Глинке было уже 35лет, он видел, что Катенька в него влюблена, да и в нём пробудилось ответное чувство и вернулось забытое вдохновение.
После первого знакомства с Катенькой Керн, Глинка написал в своем дневнике: "Она нехороша, что-то есть страдательное в ее бледном лице, но взгляд невольно все время останавливается на ней. Ее ясные глаза, тонкий стан... Необычайное достоинство разлито во всей ее особе".
Катя полюбила впервые и мать её предупредила, что Глинка официально женат и развод может вообще не получить, но влюблённые уже встречались и Катенька стала для Михаила музой, его работа над оперой возобновилась, вернулись краски жизни, появились силы для творчества.
Глинка обещал Анне Керн, что обязательно женится на Катеньке, только бы получить развод. Случай представился – поползли слухи, что его жена Мария Петровна тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым и была перехвачена их переписка.
Но развестись не получилось, дядя Васильчикова, председатель кабинета министров быстро закрыл вопрос о «двоемужестве» Марии Петровны, а священник, который их венчал, отказался от данного действа, заявив, что Мария Петровна и Васильчиков просто присутствовали на молебне
Личные неурядицы
В 1841 году Катя забеременела, она просила Михаила что-либо предпринять, и он написал матери о своем увлечении, о беременности Кати, просил совета. Мать забросала его гневными письмами, с просьбой одуматься и не связывать свою жизнь с безнравственной особой, которая не соблюла себя до брака.
Евгения Андреевна категорично заявила, что пока она жива не допустит брака с развратной девицей, да к тому же бесприданницей Она посоветовала ему срочно уехать в Италию и поправить своё здоровье.
Беременность Кати проходила тяжело, поскольку она много переживала. Всё держалось в секрете, но сколько ещё скрывать, а что потом? Анна Петровна, под предлогом заболевания Кати решила вывезти её в своё родовое имение Лубны. Глинка их провожал и передал Анне Петровне семь тысяч рублей на «известные цели», договорились что в имении Катя должна избавиться от беременности ну или родить ребёнка.
Глинка уже в который раз пообещал, что женится, как только получит развод.
Прошёл год, в 1842 году Катя вернулась в Петербург, Глинка, так и не получивший развод с женой, больше не обещал жениться. Он виделся с Катей, но как он писал в своём дневнике: «уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения".
Провал оперы и творческий застой
Его опера «Руслан и Людмила», премьера которой состоялась в ноябре 1842 года, фактически провалилась, император покинул свою ложу до конца спектакля, это был конец. Критики обрушились на композитора со всей своей мощью. Глинка был раздавлен.
Уезжая из Петербурга, он заехал к Кате проститься, после этого их отношения прекратились. А он бежал от самого себя: Франция, Испания, Германия, Италия…
Он писал короткие увертюры, симфонические фантазии, романсы, В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», но так и не смог её закончить
Развод он получил только в 1846 году, но жениться больше не собирался, прожив остаток жизни бездетным холостяком. Он умер в 1857 году, ему было 53 года.
Катя четыре года надеялась, что Глинка к ней вернётся и женится, но потеряв Надежду, в 1854 году вышла замуж за юриста Михаила Осиповича Шокальского. На тот момент ей было 36 лет, её брак оказался счастливым. Накануне свадьбы Катя через общих друзей попросила Глинку вернуть все свои письма.