Найти в Дзене
После школы

Оценки и оценивание

Оглавление
Различные системы оценивания в разных странах
Различные системы оценивания в разных странах

Оценивание ученика - неизбежный и важный процесс в образовании. Если правильно организовать процесс оценивания, то вы не только сможете показать ученику на то, с чем стоит ещё поработать, но и сможете повысить его мотивацию и стремление к поиску новых знаний!

Как же грамотно провести оценивание? Давайте разберёмся!

Что сейчас в школах?

Если мы откроем ФГОС (Федеральный образовательный стандарт), то в требованиях к процессу оценивания мы увидим много интересных подходов:

  • стартовая и итоговая диагностика,
  • само- и взаимо-оценивание,
  • кумулятивная и дифференцированная оценка
  • открытость и прозрачность критериев
ФГОС - недостижимый идеал, который никто не знает, как реализовать
ФГОС - недостижимый идеал, который никто не знает, как реализовать

На деле, в большинстве школ процесс оценивания часто сводится к выставлению отметки в журнал, это хорошо известно любому, кто учился по, так называемой "советской системе" обучения. (К слову сказать, никто не знает, что это такое, поскольку систем в то время было несколько, но это тема для будущей отдельной статьи😊)

Минусы такой системы оценивания подробно разбираются, как в научных журналах [1], [2], так и в пабликах [1], [2]. В целом, можно выделить несколько основных пунктов:

  1. Непредсказуемость критериев и, как следствие, повышенная нервозность учеников
  2. Субъективность преподавателя, как следствие первого пункта. Отношение учителя начинает оказывать значительное влияние на оценку, зачастую превращая её в карательный инструмент
  3. Замена у учеников стремления к знаниям на стремление получить хорошую отметку - "синдром отличника" тому пример
  4. Не соответствие оценок и реальных учебных результатов, что поднимает вопрос об их целесообразности
"В Средние века обучение детей велось при храмах, там применялись очень жесткие способы принуждения детей к учению — физические наказания, унижения. Можно посмотреть альбом Роберта Альта, где все это проиллюстрировано: учитель в одной руке держит книгу, а в другой розги. С появлением схоластических школ в XV веке наказания в виде унижений (например, стоять в углу на коленях) остались, но от телесных наказаний отказались, а взамен ввели отметки."
из интервью Ш.А. Амонашвили - автора Гуманной педагогики

Что можно сделать?

На самом деле, вопрос стоит переформулировать. Дело в том, что в большинстве случаев учителя и школьная администрация представляют, ЧТО нужно поменять, но совершенно не представляют, КАК это сделать.

Однажды, мы провели опрос среди учителей нашей школы, в котором было всего два вопроса. Первый - "Считаете ли вы необходимым использование современных методов в образовании?" и второй - "Готовы ли вы использовать их на своих уроках?". На первый вопрос ДА ответили 85%, а на второй - только 7% учителей.

Итак, давайте попробуем разобрать что именно и каким образом можно ввести в школьную практику уже сейчас?

1. Четкие и понятные критерии оценивания

В идеале, если такие критерии будут введены на уровне школы и будут одинаковыми для всех учителей. Однако этот пункт легко может ввести каждый учитель на уровне своего предмета. Для этого не обязательно менять систему оценивания, достаточно всего лишь составить четкие правила того, как вы ставите оценки, за что именно и как они будут влиять на итоговую оценку.

Такие критерии легко оформить в виде таблицы и раздать её каждому ученику
Такие критерии легко оформить в виде таблицы и раздать её каждому ученику

2. Обратная связь ученику о его работе

Очень важно объяснять ученику за что была поставлена та или иная оценка. Даже при наличии подробных критериев, ученик далеко не всегда может понять мотивы учителя и очень важно обсуждать критерии вместе с учеником. Любому учителю тяжело писать комментарий для каждой работы, но вполне достаточно, если ученики будут свободно подходить к учителю, который сможет обосновать оценку, опираясь на свои критерии.

Хороший учитель никогда не ссылается на свой авторитет и открыт для дискуссии
Хороший учитель никогда не ссылается на свой авторитет и открыт для дискуссии

3. Десакрализация оценок

Желание набрать хороших оценок - естественное желание любого ученика и бороться с этим бесполезно. Единственное, что может сделать учитель, это дать возможность ученикам набрать эти оценки. Для этого существует пара отличных технологий - накопительная система и геймификация.

  • Накопительная система устроена так, что ученик постоянно получает баллы за свою работу. Эти баллы могут переводиться в стандартные 5 баллов, а могут и не переводится — это не важно, главное, что ученик получает оценку каждому своему действию и каждое действие приближает его к получению желаемого результата.
  • Геймификация это частный случай накопительной системы. Только весь процесс переводится в формат ролевой игры, где ученики набирают уровни и запасаются маной, могут устраивать поединки и получают ачивки. Такой формат всегда нравится детям и превращает обучение в веселую игру, но требует гораздо большей вовлеченности учителя. Подробнее о геймификации
-5
Это восхищало и пугало коллег, - рассказывала мне одна моя знакомая учительница, - когда ко мне по коридору бежал десятиклассник и кричал: "Вы забыли дать нам домашнее задание!", поскольку за него давалось больше всего экспы (Очки опыта)

В завершение можно сказать, что оценивание работы ученика крайне важно для процесса обучения. Важно помнить, что процесс оценивания должен помогать ученику, а не быть карательным инструментом. Не страшно, если ученик сделал слишком мало, страшно, когда его маленькие усилия теряют смысл, прячась за обезличенную двойку. Оценивание — это диалог ученика и учителя в первую очередь и важно об этом не забывать!