Ушла из жизни икона стиля 1960-х-1970 годов муза Сержа Генсбура и мать Шарлоты Генсбур актриса, полюбившаяся советским зрителям благодаря комедиям с Пьером Ришаром и экранизациям детективов Агаты Кристи, певица, записавшая одну из самых эротических песен в истории популярной музыки, модель, подарившая своё имя модной стрижке и элитному аксессуару, офицер Ордена Британской империи, кавалер Ордена литературы и искусств и Национального ордена «За Заслуги» (Франция), офицер Ордена Восходящего солнца 4-го класса (Япония) Джейн Мэллори Биркин (Jane Mallory Birkin) 14 декабря 1946 — 16 июля 2023.
Джейн Биркин была не просто актрисой, а знаковой фигурой своего времени. Иногда такие личности именуют «феноменами», то есть – явлениями.
Быть «явлением» маленькой Джейн, что называется, было «на роду написано». Ведь, её матерью была звезда британского кино – «муза» одного из самых выдающихся английских кинематографистов (драматурга и сценариста, композитора и актёра) Ноэла Кауарда Джуди Кэмпбелл. Отцом будущей звезды был лейтенант-коммандер Королевского флота Дэвид Биркин. Во время Второй мировой войны Дэвид Биркин осуществлял поддержку сил французского Сопротивления, и среди тех, кто был обязан ему жизнью, называли даже французского президента Франсуа Миттерана.
Когда в 1989 году ходили слухи о том, что актрису могут включить в список кандидатов на награждение Орденом Почётного Легиона, Джейн Биркин выступила против, заявив:
«Мой отец был героем, и только герои получают Почетный легион...»
Ещё о таких, как Джейн Биркин говорят: «Королевских кровей».
В буквальном смысле – актриса была одним из многочисленных потомков британского монарха Карла Второго и его французской любовницы Луизы Рене де Пенанкоэ де Керуаль, герцогини Портсмутской и Обиньи, а «по совместительству» - тайного агента французского «Короля-солнца» Людовика Четырнадцатого. Также Джейн Биркин приходилась внучатой племянницей Фреде Дадли Уорд, любовницы будущего короля Эдуарда Восьмого в бытность его принцем Уэльским.
Кровь королевских фавориток в венах Джейн Биркин была «разбавлена» кровью мыслителей, ведь, она также приходилась по отцовской линии двоюродной сестрой математику и философу Бертрану Расселу.
Следует отметить, что, как часто это бывает с «гадкими утятами», в большое будущее Джейн не верилось никому, даже ей самой:
«Я много страдал из-за своего телосложения, особенно в школе-интернате. Другие говорили, что я была наполовину мальчиком, наполовину девочкой. У меня не было груди, грудь даже не развивалась. Это было ужасно».
Казалось, что даже имя девочки пророчит ей горькую судьбу «междуполого» существа, ведь второе её имя – Мэллори мать дала дочери в честь автора жизнеописания Короля Артура сэра Томаса Мэлори, добавив к его фамилии одну букву «л».
В школе девочку считали настолько непримечательной личностью, что даже ленились запоминать её имя и называли просто «Девяносто девятая» по номеру её комнаты.
Вероятно, воспоминания о тех временах помогали актрисе быть такой органичной в ролях «серых мышек». Особенно эффектно это умение актрисы использовал режиссёр Гай Хэмилтон, когда в финале фильма «Зло под солнцем» (1982) продемонстрировал, что мышка на самом деле – настоящая львица. Интересно, что за четыре года до этого Джейн Биркин снялась в другой экранизации романа Агаты Кристи о расследованиях Эркюля Пуаро – «Смерть на Ниле» (в советском прокате – «Роковое путешествие». Причём, если Питер Устинов в обеих картинах играл роль бельгийского сыщика, то Джейн Биркин играла две абсолютно разные роли. Сразу замечу, что оба фильма входят в четвёрку моих любимых экранизаций Агаты Кристи, которая, если кому интересно, выглядит следующим образом:
1. «Смерть на Ниле/Роковое путешествие» (1978).
2. «Убийство в «Восточном экспрессе»» (1974).
3. «Зеркало треснуло» (1980) и «Зло под солнцем» (1982).
Если по каким-то причинам вы до сих пор не видели какой-то из этих фильмов (только не путайте с поздними экранизациями), советую посмотреть. Как обычно, в таких случаях, советую искать версии в советском дубляже, поскольку все фильмы из списка показывались в СССР («Зло под солнцем», правда, не в кинотеатрах, а сразу по ТВ).
Большим успехом у советских зрителей пользовались также две комедии с дуэтом Джейн Биркин - Пьер Ришар:
1974 – «Горчица бьет в нос» (в светском прокате «Он начинает сердиться»), в 1983 году этот фильм посмотрели в СССР 26,8 млн. зрителей,
1975 – «Не упускай из виду», 28,9 млн. зрителей в СССР в 1979 году.
Если хотите освежить в памяти впечатления, то советую искать фильмы в советском дубляже и сокращённом прокатном варианте (лично меня полные версии фильмов разочаровали, а некоторые вырезанные эпизоды, вроде неудачной хирургической операции в фильме «Горчица бьёт в нос», вызвали оторопь).
В 1977 году детектив «Семь смертей по рецепту» (1975), названный в СССР «В сетях мафии», посмотрело 13.3 миллиона советских зрителей. Сейчас этот фильм у нас подзабыт, хотя настоящим любителям кино его просмотр доставит массу ярких впечатлений (не пишу «доставит удовольствие», поскольку его трагический сюжет не вяжется с такой формулировкой): психологически достоверный сюжет, умелая режиссура, яркая музыка Филипа Сарда и целое актёрское созвездие: Мишель Пикколи (он несколько раз снимался с Джейн Биркин), Марина Влади, Шарль Ванель, Жерар Депардье и Джейн Биркин (в фильме они играют супружескую пару, которую вы можете видеть на одном из фото под постом).
Также в советском прокате шли комедия с Жан-Полем Бельмондо «Чудовище» (1977), в которой у Джейн Биркин было небольшое камео, и один из главных её фильмов – «Бассейн» (1969).
Впрочем, я забежал вперёд, а пока что восемнадцатилетняя Джейн, у которой уже с фигурой было всё в порядке, снимается в своём первом фильме «Сноровка… и как её приобрести» (1965). Роль была маленькая, даже без указания в титрах, но зато на съёмках Джейн познакомилась с Джоном Барри, который к тому времени уже был «штатным» композитором серии фильмов об Агенте 007. Барри стал отцом первого из трёх детей Джейн Биркин и её единственным официальным супругом.
Брак продлился около трёх лет и завершился разводом в 1968 году. Сказалась, видимо, разница в возрасте (ей не было ещё и 20-ти, а ему – уже за 30-ть) и разница в деловых планах – Барри планировал работать в Голливуде и уехал в США, а Биркин хотела попытать счастья во Франции.
Дочь пары была известным фотографом. В возрасте 46 лет Кейт Барри погибла, выпав из окна собственной парижской квартиры на 4-м этаже. Смерть сочли самоубийством (долгие годы женщина боролась с пристрастиями к наркотикам и алкоголю, даже основав для борьбы с зависимостью благотворительный фонд), хотя сестра погибшей – Шарлота Генсбур настаивала на том, что это был несчастный случай.
Джон Барри стал невольным инициатором первого успеха Джейн Биркин в кино. Он посмеивался над стеснительностью жены и говорил, что она никогда не отважится сняться обнажённой. Чтобы доказать ему, что это не так, Джейн снялась в фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (1966). Роль была крошечной, у героини даже не было имени, и она была обозначена, как «Блондинка» (не свойственный актрисе цвет волос, хотя её идеалом была Мэрилин Монро), но яркой. По сюжету фотограф (Дэвид Хеммингс) насильно раздевает героиню Джейн Биркин (начало этой сцены есть среди фото под постом). В Британии это была первая подобная сцена в непорнографическом фильме, что вызвало огромный скандал, смягчённый каннской Золотой пальмовой ветвью и несколькими номинациями на «Оскар» и БАФТА.
То, что Джейн Биркин вместо того, чтобы просить мужа пристроить её на роль «девушки Бонда», снялась в рискованном эпизоде у итальянского режиссёра-новатора, многое говорит о её характере. Хотя, справедливости ради, стоит упомянуть о том, что позже актриса призналась, что, идя на пробы к Антониони, понятия не имела, кто это такой.
Как бы там ни было, строптивость, проявленная начинающей актрисой, пошла ей на пользу. Скандальное появление на экране принесло славу, съёмки в глянцевых журналах и перспективы на большом экране.
В 1968 году Джейн Биркин играет главную женскую роль в психоделическом экзерсисе «Чудо стена», который из-за сложной формы не имел успеха, несмотря на музыку Джорджа Харрисона (их фото с Джейн Биркин есть под постом) и участие в рекламе фильма Ринго Старра. После чего актриса совершает свой самый удачный жизненный шаг – переезжает во Францию.
Во Франции режиссёр Жак Дере приглашает Джейн Биркин в свой фильм «Бассейн» (1969), в котором она «на равных» играет с Аленом Делоном (смотрите на них под постом «в кадре и за кадром»), Роми Шнайдер (позже они ещё раз встретятся на съёмочной площадке драмы «Взбесившийся барашек» (1973) – под постом есть кадр из этого фильма с Джейн Биркин и Жан-Луи Трентиньяном) и Морисом Роне. Эта картина сделала Джейн Биркин мировой суперзвездой, тем самым «феноменом», которым она оставалась уже до самой смерти.
Интересно, что самый главный музыкальный успех Джейн Биркин тоже в некотором роде связан с её строптивым и независимым характером.
В 1967 году Серж Генсбур, тогда ещё не знакомый с Джейн Биркин, написал для дуэта с Брижит Бардо песню «Я тебя люблю… я тебя тоже нет» («Je t’aime… moi non plus»). Позже он говорил, что его вдохновила фраза Сальвадора Дали: «Пикассо — испанец, я тоже. Пикассо — гений, я тоже. Пикассо — коммунист, я — тоже нет».
Бардо просила написать для неё «самую красивую песню о любви», и Генсбур постарался. Вместе с кинодивой он записывает ещё и песню «Бонни и Клайд». Эти композиции должны были выйти на диске (по одной с каждой стороны), но перед этим песню «Я тебя люблю…» представили на радио. Услышав запись, тогдашний муж ББ Фриц Гюнтер Сакс, пришол в ужас и пригрозил судебным иском, в случае, если она будет ещё хоть раз публично исполнена.
Подруга Алена Делона Мирей Дарк предлагает Генсбуру спеть с ним вместо Бардо, но композитор, поэт и певец предлагает записать этот дуэт Джейн Биркин. Услышав первоначальную запись, актриса приревновала своего приятеля (Шарлотта тогда ещё не родилась) к Бардо и решила, что споёт чувственнее.
Результат вышел настолько чувственным, что ватиканская газета «L'Osservatore Romano» требует запретить её, как непристойную. Ежедневная итальянская газета Il Giornale d’Italia пишет: «В течение трех-четырех минут Генсбур и Джейн Биркин издают столько же вздохов, всхлипов и хрюканий, сколько стадо слонов в процессе спаривания». Песню запрещают не только в Италии, но и в Швеции, Испании, Нидерландах.
Нидерландская фирма Philips, занимавшаяся выпуском диска во всём мире, после личного звонка королевы Юлианы принимает решение заблокировать на складах запасы диска и продать матрицу с записью с аукциона. Не помогло даже то, что на конвертах диска было размещено строгое предупреждение о запрете продавать его лицам, моложе 21-го года. Голландцы были непреклонны.
Поскольку диск в британских чартах к тому времени достиг третьей позиции, Генсбур заключил сделку с лейблом Major Minor Records, который приобрел права на песню, чтобы выпустить ее как сингл в Великобритании. В результате чего песня заняла первое место, став первым запрещенным синглом на первом месте и первым синглом на иностранном языке, который достиг вершины в британском рейтинге популярности. Самое забавное, что, поскольку в продаже ещё оставались диски, выпущенные фирмой Philips, их результаты тоже отмечали в чартах, но отдельной строкой. Сложилась уникальная ситуация, когда одна и та же композиция в одинаковом исполнении занимала разные строчки хит-парада.
После этого запрет на композицию стали отменять, и она возглавила чарты Швейцарии, Швеции, Норвегии и Австрии.
Сингл оставался в хит-параде Великобритании в течение 31 недели. Он также попал в топ-100 в США, достигнув 58-го места в чарте Billboard Hot 100. Но американский дистрибьютор Mercury Records подвергся критике за то, что песня была «непристойной», её эфир был ограничен, что уменьшило продажи в США и не позволило синглу подняться в чарте выше. Он был переиздан в Великобритании в конце 1974 года и снова попал в чарт на 31-е место и оставался в хит-параде в течение девяти недель.
Если верить русскоязычной «Википедии», в СССР композиция заняла 36 место в так называемом «Музыкальном параде».
На этом история с композицией не закончилась. В мае 1986 года Брижит Бардо дала согласие опубликовать свой дуэт с Генсбуром, но при условии, что доход от продаж диска будет пожертвован её фонду защиты животных. Было продано 20 тыс. копий, что не идёт ни в какое сравнение с версией Генсбур-Биркин, продажи которой превышают 750 тыс. дисков.
Интересно, что заочное соперничество Биркин-Бардо закончилось мирной встречей двух актрис на съёмочной площадке ленты Роже Вадима «Если бы Дон Жуан был женщиной» (другое название – «Дон Жуан 73»), ставшей последним появление Брижит Бардо на большом экране.
Серж Генсбур решил «выжать» из успеха композиции максимум и в 1976 году снял свой первый фильм с названием «Я тебя люблю… я тебя тоже нет». Главную роль сыграла Джейн Биркин, в партнёры к ней был приглашён скандальный секс-символ 1970-х годов Джо Даллесандро, а одну из второстепенных ролей сыграл Жерар Депардье. Хотя фильм хвалили киноманы (среди них даже сам Франсуа Трюффо), в целом успеха он не имел. Картину сочли излишне непристойной и жестокой (к показу в Британии её просто запретили). Даже сегодня некоторые эпизоды ленты смотреть неприятно, впрочем, Биркин, которая специально для фильма сделала причёску «под мальчика», и Даллесандро смотрелись вместе хорошо, в чём вы можете убедиться сами, просматривая фото под постом.
Особенно гнетущее впечатление фильм может произвести, если помнить, что в момент его съёмок Джейн Биркин была фактически гражданской женой Сержа Генсбура и матерью его дочери. Я бы назвал их союз: «Красавица и Чудовище». И дело тут не столько во внешности Генсбура (на совместных фото пара выглядит достаточно органично, в чём вы можете и сами убедиться), сколько в его характере.
Джейн Биркин вспоминала, что возлюбленный часто был с нею груб, особенно в состоянии алкогольного опьянения, а, когда во время записи она брала фальшивую ноту, он бил её линейкой. Так что, их разрыв был неизбежен, хоть отношения и продлились 13 лет.
После разрыва с Генсбуром Джейн Биркин около 12 лет прожила в гражданском браке с режиссёром Жаком Дуайоном, от которого родила дочь Лу (Лу Дуайон не так популярна, как её её сестра – Шарлота Генсбур, но в юности успела сняться в нескольких заметных фильмах, сотрудничала в качестве модели с известными брендами, а сейчас продолжает карьеру певицы). А позже Джейн Биркин имела отношения с писателем и журналистом Оливье Роленом.
На многих фото актрисы под постом вы можете заметить плетёную корзину. Эта корзина сама по себе стала неким культовым объектом и прообразом самой дорогой на сегодняшний день дамской сумочки. Но об этом я, возможно, расскажу отдельно, поскольку пост уже получился достаточно объёмным.
Некоторую дополнительную информацию об экранных партнёрах Джейн Биркин и её ролях (в частности – последнем появлении на экране) вы сможете найти в подписях под фотографиями.
P.S. История с песней «Je t’aime… moi non plus» получила трогательное завершение уже после смети Джейн Биркин.
Вчера, через несколько часов после того, как стало известно о смерти актрисы, в своём аккаунте в Твиттере Брижит Бардо разместила фото рукописного текста:
«Воскресенье, 16 июля, очень грустно! Мне очень грустно, Джейн больше нет. Когда ты такая красивая, такая свежая, такая непосредственная, с детским голосом, ты не имеешь права умирать. Остается вечной в наших сердцах. Она бежала от слякоти, слякоти, которая опустошает ее вторую родину, и шепчет нам: «Я люблю вас». «Мы тоже не любим», — отвечает то, что осталось от Франции». Мне очень грустно, Джейн Биркин больше нет».
Владимир СОРОКИН