Вы уже задумывались о продаже своего бизнеса? Если да, то вас уже посещал этот вопрос "Как оценить мой бизнес так, чтобы и максимально заработать и при этом быстрее продать?" Сейчас мы с вами об этом поговорим. Примерное время чтения 7 минут.
В России используют 3 наиболее популярных методов оценки: доходный подход, затратный подход и рыночный подход. Пройдемся коротко по каждому:
Доходный подход
Доходный подход опирается на прогнозе окупаемости бизнеса, на его будущей прибыли. В готовом бизнесе это работает следующим образом:
- Собственник бизнеса собирает все финансовые результаты бизнеса за прошедший год.
- Считает свою прибыль за год.
- 3. Считает среднюю месячную прибыль за этот период и умножает на 6-18 месяцев, в зависимости от состояния бизнеса, об этих нюансах позже.
Так собственник получил стоимость своего бизнеса исходя из окупаемости в 6-18 месяцев.
Например, швейное производство принесло вам за год 5 554 662 рублей чистой прибыли.
Вы посчитали среднюю прибыль = 462 888 руб.
Далее вы умножаете среднюю прибыль на 6-18 месяцев.
- 6 месяцев окупаемости = 462 888 * 6 = 2 777 331 руб.
- 12 месяцев окупаемости = 462 888 * 12 = 5 554 662 руб.
- 18 месяцев окупаемости = = 462 888 * 18 = 8 331 984 руб.
Итак, у нас есть три оценки, так какую из них выбрать? Здесь мы смотрим на доп. критерии:
- Мой бизнес автоматизирован?
- Оцифрован?
- У меня есть CRM?
- Есть система учета товаров/материалов?
- Мой бизнес работает в белую?
- Я могу официально подтвердить доход?
- Бизнес работает без меня или я выполняю какую-то операционную работу?
- У нас есть регламенты в компании?
- и еще ряд вопросов по бизнесу.
Если ваш бизнес - это самозанятость с помощниками - продать дороже 6 месяцев окупаемости вряд ли получится, аналогично и с бизнесом у которого нет подтверждения дохода.
Если бизнес уже более менее автономен, но нет супер автоматизации, оцифровки, отточенных бизнес процессов, то смело можете ставить 12 месяцев окупаемости.
В случае когда это автоматизированный, оцифрованный бизнес, с отлаженными бизнес-процессами, регламентами и прочим. То здесь уже 18 - 24 месяца окупаемости.
Затратный подход
Затратный подход опирается на стоимость создания такого бизнеса с 0. Это все активы бизнеса, как материальные, так и не материальные.
В этом подходе вам требуется посчитать сколько стоит создать весь этот бизнес. Закупить или арендовать оборудование, арендовать помещение, сделать в нем ремонт, приобрести мебель, вложения в рекламу, чтобы сформировать базу клиентов, вложения в сотрудников чтобы их найти, обучить, чтобы собрать базу поставщиков и договориться с ним на выгодных условиях и так далее.
Здесь важно собрать все цифры "сколько это стоило вам" и оценить свой бизнес в соответствие с этим числом.
Рыночный/сравнительный подход
Рыночный подход или сравнительный опирается на стоимость компаний с аналогичными критериями. У них должны совпадать экономические показатели, материальные активы, похожие локации и другие аспекты.
А если попроще? Если упрощать, то нам важно понять как рынок оценивает похожий бизнес:
- Заходим на площадки с готовым бизнесом и смотрим за сколько похожие на нас конкуренты продают свой бизнес.
- Сравниваем 5 наиболее похожих бизнесов по критериям.
- Считаем их среднюю окупаемость в месяцах
- Оцениваем бизнес с учетом средней окупаемости рынка.
Например, у нас кофейня с выручкой в 2 млн. руб. и прибылью в 200 тыс. рублей. Материальных активов у нас на 500 тыс., это кофемашина и другое оборудование. Кофейня расположена в деловом районе на первой линии. А сотрудников у нас 4.
Смотрим похожие предложения и видим, что один продает с чистой прибылью в 230 тыс. за 2 млн рублей, другой продает с прибылью в 260 тыс. за 4,1 млн. третий с прибылью 180 продает за 2,2 млн рублей, четвертый с прибылью в 200 тыс. за 1,8 млн рублей, а пятый с прибылью в 210 отдает за 3 млн.
Считаем среднее: (2000+4100+2200+1800+3000)/(230+260+180+200+210)=12,1.
По рыночному методу мы можем оценить наш бизнес в 12 месяцев окупаемости, и продать его за 200*12 = 2,4 млн рублей.
Данный подход отлично работает в теории. В действительности нам надо смотреть не на актуальные предложения, а на завершенные сделки. Только так мы поймем как действительно оценивает рынок данный бизнес в конкретный момент времени. Ведь предложение может находиться несколько месяцев и быть не востребованным.
Если у вашего бизнеса есть конкуренты, кто торгуется на фондовом рынке и вы можете посмотреть на их показатели, то свой бизнес можно оценить по мультипликаторам, которые используются у них. Вдруг у вас НПЗ...
Все эти три подхода - теория, на которую стоит опираться при оценке бизнеса. В реальной жизни, как правило, учитывают все подходы при оценке бизнеса и рыночный, и доходный, и затратный. Всё это взгляд на бизнес с разных сторон. Только в совокупности можно выдать действительно справедливую оценку и обосновать стоимость бизнеса.
Резюме
Подведём итог, для того чтобы справедливо оценить стоимость бизнеса нужно провести несколько ключевых шагов:
- Финансовый анализ: Изучите финансовые показатели бизнеса, такие как выручка, прибыль, расходы, чистая прибыль и денежный поток. Рассмотрите также прогнозы будущих финансовых результатов.
- Активы и обязательства: Оцените активы бизнеса, включая недвижимость, оборудование, интеллектуальную собственность и запасы. Учтите также обязательства, включая долги и обязательства перед поставщиками.
- Рыночный анализ: Изучите рыночные условия и конкурентную среду, чтобы понять, как ваш бизнес позиционируется в отрасли. Рассмотрите также тренды рынка и потенциал роста.
- Клиентская база: Оцените качество и стабильность вашей клиентской базы. Учтите такие факторы, как число клиентов, их лояльность и потенциал для привлечения новых клиентов.
- Уникальные преимущества: Оцените уникальные преимущества вашего бизнеса, такие как бренд, интеллектуальная собственность, экспертиза или установленные отношения с клиентами.
- Прогнозы и потенциал роста: Разработайте прогнозы будущего развития бизнеса и оцените его потенциал для роста. Рассмотрите такие факторы, как новые рынки, расширение продуктовой линейки или увеличение доли рынка.
- Консультация со специалистами: Возможно, вам будет полезно обратиться за помощью к профессиональным бизнес-консультантам или оценщикам, чтобы получить более точную оценку стоимости вашего бизнеса.
Чем Я еще могу быть Вам полезен?
1. Консультации — оценю стоимость бизнеса и составлю стратегию продажи бизнеса или привлечения инвестиций именно в вашу компанию — Вы сможете сделать всё сами без потери времени и качественно.
2. Упаковать проект — детально проработаем упаковку проекта, ответив на все вопросы потенциального инвестора/ покупателя и вызовем интерес к вашему проекту.
3. Взять задачу по продаже бизнеса и привлечению инвестиций — я и команда возьмем все заботы по сделке на себя, вам останется продолжить развивать бизнес.
Остались вопросы — задавай в комментарии.
Нужна консультация по оценке бизнеса? Запишитесь по ссылке в комментариях.