Бум генеративного искусственного интеллекта стал благом для компаний, желающих автоматизировать создание электронных таблиц, типовой копирайтинг и другие монотонные задачи во имя повышения «эффективности», но грозит обернуться проклятьем для молодых специалистов, которые только начинают свою карьеру. Именно такие начинающие работники обычно и выполняют те приземленные задачи, которые теперь планируется переложить на плечи ИИ.
Раньше подобная работа позиционировалась как важнейшая часть развития человеческого потенциала и возможность показать свои способности на рабочем месте. Но за последние несколько десятилетий многие компании урезали программы обучения, пренебрегли наставничеством и перестали брать на себя ответственность за развитие сотрудников. И вот теперь, с появлением генеративного ИИ, организации начинают автоматизировать многие «младшие» задачи, окончательно избавляясь от попытки «вырастить кадры».
Неудивительно, что представители поколения Z обеспокоены влиянием ИИ на их карьеру, о чем свидетельствуют данные социологических опросов. Молодых рабочих Америки ждет карьерная катастрофа, пишет в статье для Business Insider генеральный директор агентства по связям с общественностью в сфере технологий и бизнеса EZPR Эд Зитрон. Он отмечает, что молодые быстрее и охотнее, чем старшее поколение, осваивают новые технологии, в том числе системы искусственного интеллекта, но управленческая одержимость ИИ угрожает подорвать на взлете их собственную карьеру.
Страшный сон молодого карьериста
Еще до появления ИИ молодые люди сталкивались с кризисом в начале карьеры. Конечно, на первый взгляд кажется, что поколение Z входит в состав рабочей силы в прекрасное время. Найти работу стало намного проще, чем раньше, благодаря исторически низкой безработице, а заработная плата молодых работников растет высокими темпами. Но если копнуть глубже, можно увидеть все больше признаков того, что молодым американцам будет гораздо труднее строить карьеру.
Поскольку стоимость обучения в колледже резко возросла, многие «зеты» приходят на свою первую работу с большим бременем студенческого долга. Исследование, проведенное Федеральным резервным банком Сент-Луиса в 2022 году, показало, что представители этого поколения с большей вероятностью, чем миллениалы в их возрасте, имеют студенческий долг. При этом средняя долговая нагрузка поколения Z была на 13% выше, чем у миллениалов. В то же время количество рабочих мест, требующих диплома о высшем образовании, растет на протяжении десятилетий.
Даже поиск первой работы может заставить представителей поколения Z ломать голову. LinkedIn проанализировал 3,8 миллиона объявлений о вакансиях с 2017 по 2021 год и выяснил, что для 35% позиций начального уровня требуется опыт работы не менее трех лет. Можно, конечно, попытаться пройти стажировку, чтобы его получить. Но, как показал опрос, проведенный Национальной ассоциацией колледжей и работодателей в 2021 году, более 40% стажировок не оплачивались, а для остальных средняя почасовая оплата составляла всего 20,76 доллара в 2020 году — это весьма скромная сумма для многих крупных мегаполисов США.
Как только молодые работники наконец пробиваются в корпоративный мир, они сталкиваются с другой жестокой реальностью: компании не заинтересованы в том, чтобы помогать им продвигаться по карьерной лестнице. Многие организации совершенно не заботятся о том, чтобы развивать способности работников.
Исследование, проведенное в 2014 году профессором Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета Питером Каппелли, показало, что в 1979 году «молодые работники получали в среднем около 2,5 недель обучения в год», но к 1995 году показатель сократился до чуть менее чем 11 часов в год. И, по данным ученого, с тех пор ситуация не сильно улучшилась.
По оценкам Министерства труда США, в 2014 году около 70% фирм предлагали «некоторый вид обучения сотрудникам», но в основном для руководителей и работников среднего звена. Эта статистика вызывает особое беспокойство по двум причинам. Первая: понятие «какой-либо тренинг» крайне расплывчато и может относиться к чему-то столь же простому, как чтение справочника по кадрам. Вторая: 30% фирм вообще не предлагали никакого обучения.
В опросе, проведенном в 2020 году профессором Массачусетского технологического института Полом Остерманом, почти 50% сотрудников заявили, что за последний год они не проходили формального профессионального обучения у своего работодателя. Остерман утверждал, что компании не могут предоставить сотрудникам такие виды обучения, которые улучшили бы их навыки или помогли бы продвинуться по карьерной лестнице.
Можно предположить, что организации компенсируют отсутствие тщательного обучения системой наставничества. Но и тут все непросто. Опрос, проведенный исследовательским центром Pew Research Center в 2023 году, показал, что только 44% американских рабочих имели такую профессиональную поддержку.
В регулярном опросе американских рабочих, проведенном Gallup в мае этого года, только 24% респондентов полностью согласились с тем, что их организации заботятся об их благополучии. Год назад таких было 33%, в 2020-м — впечатляющие 49%.
Такое отсутствие заботы явно давит на молодых работников, которые больше всего нуждаются в развитии карьеры. Исследовательская фирма Workplace Intelligence сообщила, что в ходе опроса, проведенного совместно с Amazon в 2022 году, 74% представителей поколения Z и миллениалов указали, что рассматривают возможность ухода с работы «из-за некачественной поддержки в развитии навыков или отсутствия вариантов карьерной мобильности».
Зачем обучать, если дешевле просто купить?
Без обучения и реального профессионального развития у молодых рабочих в последние годы оставался только один способ освоить азы мастерства: черновая работа. Теоретически она должна была позволить им ознакомиться с более простыми процессами и доказать свою способность выполнять работу посложнее, хотя часто вгоняла в депрессию из-за монотонности и отсутствия смысла. Но теперь и этот путь может закрыться.
ИИ уже начал отбирать рабочие места у работников всех возрастов, но особое презрение корпоративной Америки к молодежи означает, что сильнее всего он ударит по сотрудникам начального уровня. Требуется много сил, чтобы «обучить» большую языковую модель типа ChatGPT, но, как только эта работа будет выполнена, для бизнеса станет намного дешевле купить новые технические инструменты, чем обучать реального человека.
Самые технически подкованные сотрудники станут смотрителями этих новых машин, утешают управленцы. На самом деле это означает, что молодым людям придется исправлять поток ошибок, которые выплюнут безликие инструменты искусственного интеллекта, зная, что они получат меньше признания, потому что «работа» была сделана машиной.
Это может привести к карьерному кризису у молодых людей: если из их трудовой жизни исчезнет хоть малейшая доля свободы, у них будет меньше способов доказать, что они способны взяться за более значимую работу. Продвижение по службе станет еще больше похоже на игру фаворитов, а лучшие «настоящие» задачи останутся за дипломатами, а не за трудягами.
Неудивительно, что руководители с большим энтузиазмом относятся к интеграции ИИ на рабочем месте, чем рядовые сотрудники. В ходе опроса, который провела компания Qualtrics в мае и июне, 64% руководителей заявили, что считают «потенциальное влияние ИИ» на их рабочее место захватывающим. При этом только 39% передовых работников сказали то же самое, а 46% назвали технологию «пугающей».
Очередной опрос от Boston Consulting Group зафиксировали аналогичный разрыв: 62% топ-менеджеров были в восторге от перспективы использования ИИ на работе по сравнению с 42% рядовых сотрудников.
Недальновидное решение
Ирония в том, что корпоративная ответственность за сотрудников на самом деле лучше для бизнеса. Исследования показывают, что компании, инвестирующие в профессиональное обучение и повышение квалификации, более эффективны и получают более высокую прибыль.
Но, несмотря на эти данные, компаниям трудно осознать ценность инвестиций в своих сотрудников. У корпораций часто нет методов измерения стоимости человеческого капитала, кроме простых затрат на оплату труда, а это означает, что организации рассматривают людей так же, как могут рассмотреть стоимость своих счетов за воду или электричество, пояснили в журнале Fortune специалисты Центра устойчивого бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете.
По их словам, в условиях «гнилой экономики», где «компании вынуждены сокращать расходы, чтобы вернуть больше денег акционерам», они рассматривают немедленный рост доходов как единственный ценный показатель, который следует учитывать, более важный, чем долгосрочная ценность роста сотрудников.
Искусственный интеллект можно использовать в помощь людям, но заменять их машинами — недальновидное решение, считает Эд Зитрон. Результатом станет более слабая экономика с меньшим количеством людей, готовых принять на себя реальные вызовы, связанные с новыми технологиями. Автор статьи предлагает заменить инвестиции в ИИ реальными программами обучения и наставничества с финансовым вознаграждением.
Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»