Александр Алябьев оставил заметный след в истории музыки, он считается основоположником жанра русского романса (их он написал более 200) и камерно-инструментальной музыки. Но мало кто знает, что в то время, когда его романсы пели во всех светских салонах, сам композитор пребывал на положении изгоя. Самый знаменитый свой романс СОЛОВЕЙ Александр Алябьев сочинил, сидя в тюрьме по обвинению в убийстве.
Александр Алябьев родился в 1787 году в семье тобольского губернатора А.В. Алябьева. В 1796 году отец получил повышение и семья переехала в Петербург. Поскольку отец служил в горном ведомстве, сын пошел по его стопам, поступив на службу в Берг-коллегию, ведавшую горным делом. Но музыка, увлекавшая с раннего детства, не оставляла его мыслей и чувств, постепенно превращаясь из легкой забавы, баловства в серьезное занятие, даже страсть. В 1810 году были опубликованы его первые сочинения - несколько романсов и вальсы.
Когда армия Наполеона вторглась в Россию, молодых дворян захлестнула волна патриотизма. Александр Алябьев, как и многие ровесники поступил добровольцем в Московский гусарский полк, в котором служили представители лучших дворянских фамилий: Толстой, Шереметев, Грибоедов. Алябьеву довелось воевать не только в России, но и в Европе. Под началом известного партизана и поэта Дениса Давыдова он брал Дрезден, где был ранен, с боями дошел до Парижа. Вернувшись домой, лихой гусар сочиняет ставшую известной гусарскую песню ОДИН ЕЩЕ ДЕНЕК. После выхода в отставку в 1823 году в чине подполковника и с полным пансионом Алябьев погружается в любимое занятие, музыкальное творчество. Казалось, жизнь удалась, впереди успех и радости новых сочинений. Но, увы, жизнь порой преподносит свои трагические сюрпризы.
Дело в том, что модный композитор, на беду, был страстным карточным игроком. Карточные игры были поголовным увлечением в модных аристократических салонах двух столиц. В феврале 1825 года в московском доме Алябьева в Леонтьевском переулке собралась компания близких друзей и сослуживцев, бывших бравых гусаров, поклонников красивых женщин, любителей шампанского и страстных картежников. Встреча шла своим чередом: шампанское лилось рекой, игра становилась азартней. Один из игроков, отставной полковник Тимофей Времев, приехавший в Москву из своего воронежского имения по делам, сильно проигрался, но отказался оплачивать карточный долг. А ведь известно, что это дело чести любого игрока, тем более среди гусаров, платить карточные долги.
Мало того, крепко подвыпивший Времев в пылу спора обозвал дом Алябьева притоном шулеров и воров. Сам Алябьев в игре не участвовал, он как радушный хозяин наблюдал сидя в сторонке в кресле. Слова проигравшего гостя он расценил как глубокое личное оскорбление и не сдержавшись, нанес хамоватому гостю несколько увесистых оплеух, после чего тот удалился восвояси. Через три дня Тимофей Времев умер от апоплексического удара (инсульта). Через две недели после похорон сосед Времева вдруг заявил. что причиной инсульта стали невыносимые моральные и телесные страдания, якобы причиненные ему в доме Алябьева. Так композитор и его гости стали подозреваемыми в нанесении умершему тяжких телесных повреждений. Дело осложнил тот факт, что экспертиза тела, произведенная после эксгумации обнаружила разрыв селезенки и дополнила уже имеющиеся улики обвинения. Так в силу сложившихся трагических обстоятельств Алябьев попал в тюрьму на целых два года, пока шло следствие. Хотя бытовые условия в сырой и холодной тюремной камере привели к обострению старых ран, зато было разрешено иметь в камере пианино и сочинять музыку.
Находясь в заключении Алябьев не впадает в уныние, не прекращает творчества, пишет светлую оптимистичную музыку, пронизанную радостью жизни. Композитор чувствует себя невиновным и надеется на оправдательное решение суда. За это время было написано несколько прекрасных романсов, самым известным из которых стал СОЛОВЕЙ на стихи Антона Дельвига. Мало кому известно, что это стихотворение Дельвиг посвятил своему другу и лицейскому товарищу А.С.Пушкину.
Наконец, в 1827 году состоялся суд, признавший доказанным, что смерть Времева произошла от побоев. полученных в доме Алябьева, его лишили дворянского звания, всех титулов, чинов и орденов и сослали в Сибирь, в Тобольск. Вспомним, что после выступления декабристов в 1825 году император Николай I был страшно напуган и ссылал в Сибирь каждого, заподозренного в малейшей симпатии, дружбе или просто знакомстве с декабристами.
Оказавшись в своем родном городе, в ссылке и под надзором, но на свободе, Алябьев продолжает заниматься музыкой: он дает концерты, дирижирует военным оркестром, руководит хором, пишет духовную музыку. Но все-таки романсы остаются его любимым жанром. Известно, что с многими декабристами в ссылку поехали их жены, а вот Алябьев, в силу сложившихся трагических обстоятельств, не успел создать семью с любимой девушкой Екатериной Римской-Корсаковой. С ним в ссылку поехала его старшая сестра Екатерина Александровна, его ангел-хранитель, поддерживающая его во всем, хлопотавшая о смягчении его участи, облегчающая быт и украшающая жизнь брата.
После нескольких ссыльных переездов из Тобольска- сначала в ставрополье, затем в Оренбург,в московскую губернию, Алябьеву разрешают поселиться в Москве, но под строгим полицейским надзором. В 1840 году ему удается наконец соединиться с любимой женщиной, которая к тому времени уже успела побывать замужем и овдоветь. Теперь, через пятнадцать лет испытаний, они обвенчались и стали законными супругами. Только в 1843 году стараниями и хлопотами жены и друзей, Алябьеву объявляют " о Высочайшем соизволении разрешения жить в Москве с тем, чтобы не показываться в публике". Но композитора невозможно отлучить от музыки, она живет в нем, являясь смыслом и образом жизни. Молодая семья поселилась в доме Екатерины на Новинском бульваре, где они прожили в любви и согласии еще 11 лет. Алябьев вновь входит в музыкальную и театральную среду, пишет музыку к спектаклям, правда без упоминания его имени на афишах (только скромные инициалы А.А.) и конечно романсы. В это время был написан его пронзительный по своей глубине и трагичности романс НИЩАЯ на стихи П.Беранже.
Жизнь русского композитора Алябьева доказывает, что талант и творческое начало, живущее в человеке, не угасают даже в самых сложных обстоятельствах, оставляя прекрасные свои плоды на века.
Если понравилась статья, подпишитесь и поставьте лайк. Нам есть еще о чем поговорить и что обсудить. Ведь еще не вечер.
#россия#история#19 век#интересные факты