15,1K подписчиков

«Со мною вот что происходит…». Ко дню рождения русского поэта Евгения Евтушенко (1932-2017)

10K прочитали
 18 июля. Лето, жара… До Нового года, оливье, мандаринов и наряженной ёлки - бездна времени, но слава богу, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» и летом не становится менее волшебным.

18 июля. Лето, жара… До Нового года, оливье, мандаринов и наряженной ёлки - бездна времени, но слава богу, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» и летом не становится менее волшебным. И самая первая песня, открывающая рождественскую сказку и задающая тон всему невероятному повествованию  - композиция «Со мною вот что происходит» на стихи Евгения Евтушенко. 

«Стихотворные строчки, насытившие ткань фильма, создали интимную атмосферу, своего рода “магию искренности и задушевности”, которая, несомненно, проникла в зрительские сердца, задевая сокровенные струны души», - вспоминал режиссер фильма Эльдар Рязанов.

А ведь  именно с этого печального и щемящего сердце стихотворения началось восхождение Евгения Евтушенко на недоступный поэтический Олимп.

Вихрастый огненный Евтушенко и юная Белла Ахмадулина с голосом «донельзя натянутой струны». Их любовь была бесконечной, они боготворили свои отношения, посвящая друг другу стихи, потому что обычных слов никогда не хватало. 

Но, наверное, истинная правда состоит в том, что, чем ярче горит факел, тем быстрее сгорает, оставляя после себя черный пепел. То же произошло и с любовью двух поэтических гениев спустя всего  несколько лет, коротеньких и вобравших в себя целую жизнь. Вернее, жизни… Как впоследствии сказал сам Евтушенко: «Мы не поссорились. Наша любовь не умерла - она перестала быть». Правда, повод к охлаждению имелся очень серьезный, страшный и непоправимый: муж убедил свою юную жену избавиться от ребенка, которого она носила, и она послушалась... «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в её чреве, то он убивает её любовь к себе». Но было уже поздно… Однажды, вернувшись из командировки, Евтушенко обнаружил дома совершенно чужую женщину, по-прежнему прекрасную, но неузнаваемую: вместо пышных кос, уложенных короной на голове – короткая стрижка, броская косметика на лице, яркий маникюр. И самое главное – скользящий мимо взгляд, не замечающий человека рядом, без которого совсем недавно жизнь представлялась невозможной.    

«Когда мне было двадцать пять, я расстался с двадцатилетней, редкостно одаренной женщиной, которую любил больше всего на свете. Я написал стихотворение «Со мною вот что происходит», вернее, не написал, а выдохнул. Я не придавал этому стихотворению никакого «общественного значения», считая его очень личным, написанным только для нее и для меня в надежде, что оно нам поможет. Стихотворение не помогло — было уже поздно. Мы расстались навсегда с моей любимой…».

Окрашенная в яркие краски вселенная потускнела и умерла. Одиночество и беспокойство, и мир уже состоит из случайностей, и близкие души отступают куда-то на задний план, родные голоса доносятся издалека, их уже почти не слышно… Нарушен порядок вещей, вокруг абсолютная дисгармония и отсутствие малейшего просвета впереди – и винить в произошедшем некого, только себя. Самое страшное, что причины трагедии необъяснимы и непонятны, от этого боль от потери становится невыносимой. Обнаженность чувств, которая присуща почти всем произведениям Евтушенко, впервые проявилась в стихотворении «Со мною вот что происходит» с какой-то неведомой всесокрушающей силой.

Пронзительная строка «Куда от этого я денусь?!» из стихотворения, написанного в 1957 году, восемнадцать лет спустя трансформировалась во взрослое и нервное «Во мне уже осатанённость», что еще больше подчеркнуло душевный дискомфорт героя.

«До сих пор, когда вижу ее вблизи или издали, или просто слышу ее голос, мне хочется плакать», — десятилетия спустя признавался поэт.

Угасшая любовь переродилась в прекрасные поэтические строки, имя которым – вечность. 

 

Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.

И он

не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой меня крадёт.

А той —

скажите, бога ради,

кому на плечи руки класть?

Та,

у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

О, сколько

   нервных

      и недужных,

ненужных связей,

      дружб ненужных!

Куда от этого я денусь?!

О, кто-нибудь,

   приди,

     нарушь

чужих людей соединённость

и разобщённость

близких душ!

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!