130 подписчиков

Русские слова гнутся во все стороны и кустятся

Русский язык с его пузатенькими, ядрёными буковками, на крепенькие грибочки похожими, обладает удивительной пластичностью. Его можно сколько угодно месить и отщипывать новые слова, при этом настолько органичные и вкусные, что многие из них пропускают стадию авторских неологизмов и сразу становятся общеупотребительными.

Его не зря называют чрезвычайно гибким. Слова гнутся и направо - суффиксами и окончаниями, и налево - приставками, коих не сосчитать. И корни дают богатую кустистость чередованиями гласных и согласных. Раст-рост-ращ-рощ-рос - помните из средних классов?

А мы только и делаем, что засоряем нашу речь чужеродными заимствованиями.

Обратимся же к отечественным мастерам словотворчества.

Ломоносов

Крупнейший русский учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов, уникум, совместивший в себе технаря и лирика, много чего наизобретал в своей жизни. И само собой ему приходилось давать новым вещам и явлениям названия и имена. То же самое произошло, когда он начал переводить с немецкого лекции своего преподавателя Христиана фон Вольфа, намереваясь издать первое учебное пособие по экспериментальной физике. Такой учебник был им написан и в 1746 году вышел в свет. Ломоносов назвал его «Вольфианская экспериментальная физика».

Русский язык с его пузатенькими, ядрёными буковками, на крепенькие грибочки похожими, обладает удивительной пластичностью.

Итак, вот всем знакомые слова от Ломоносова, встречайте!

Атмосфера, барометр, баросфера, вещество, вязкость, гибкость, горизонт, градусник, движение, диаметр, жёсткость, жидкость, жирность, квадрат, кислород, кислота, косяк, кровля, ломкость, маятник, мягкость, манометр, метеорология, микроскоп, минус, наблюдение, насос, нелепость, окружность, оптика, опыт, периферия, плоскость, поверхность, поршень, предмет, преломление, полнолуние, пригробный, притяжение, прозрачность, равновесие, расстояние, рудник, селитра, синус, созвездие, сферический, твёрдость, термометр, упругость, формула, частицы, чертёж, явление.

Михайло Васильевич придумал такие словосочетания, как:

земная ось, предложный падеж, гашёная известь, зажигательное стекло, магнитный полюс, удельный вес, преломление лучей.

Часть его словоформ не прижилась. К примеру, «коловратное движение» с течением времени заменилось вращательным, а «оредевший воздух», «безвоздушное место» стало удобнее называть разреженным, а затем и вакуумом. «Зыблющееся движение» превратилось в волновое, «завостроватая фигура» – в конус, «окружное течение крови» легче стало произносить как циркуляция, «густой свет» превратился в интенсивный, «управительная сила магнита» – догадайтесь сами, как сегодня звучит.

Интересна история появления термина кислород. Французский химик Лавуазье назвал этот жизнедарующий газ оксигениумом, «порождающим кислоту», а Ломоносов придумал ёмкое и короткое: кислород. Русский химик Михаил Соловьев по кальке Ломоносова сочинил в 1824 году «водород» и «углерод».

Кантемир

Поэт Антиох Кантемир обогатил наш язык словами: кризис, критик, характер, понятие.

Радищев

Автор «гражданина» – поэт Александр Радищев.

Тредиаковский

Гласность – это ноу-хау поэта Василия Тредиаковского, который не любил старославянскую традицию и пытался европеизировать исконно русские слова. Но в случае с аглицким словом «арт» получилось всё наоборот: оно было заменено им на искусство, производное от церковнославянского искусъ, то есть, испытание. Да, чтоб не забыть, слова «ямб» и «хорей» – тоже его изобретение, а также благодарность, достоверный, вероятный, беспристрастность, дальновидность, общество.

Карамзин

Промышленность – своим рождением это слово обязано историку Николаю Карамзину. Равно как и влияние, вольнодумство, ответственность, достопримечательность, моральный, человечный, впечатление, влюблённость, будущность, сосредоточенность, эпоха, гармония, катастрофа, фрагмент, тротуар – всего пятьдесят слов.

Жуковский придумал имя Светлана!

Пушкин

Александр Сергеевич не чужд был словотворчеству. Его вклад ценен обогащением литературного языка как собственными неологизмами, так и просторечными словами, а также большим количеством крылатых выражений собственного производства. А старинным словам дал новый смысл.

Лукоморье, благовещие, дундук, тишистый, домоподобный, хандрливый, полуподлец полумилорд, полукупец, полумудрец, полуплут, полублагой, полусвятой, полудержавный, полуневежда, огончарован, кюхельбекерно, полуфанатик, взгреми, исторгнуть, мордка (мордочка), размучен.

Самовластье, однодомец, огрузить, предрассуждение, противочувствие, тяжелозвонкий, широкошумный, вицеканцлерша.

Всхрапывать, зюзя, вечор, ерошить волосы, детина, маяться, преть, во весь дух, так и сяк. Сладость, младость.

Властитель дум. Медный всадник. Каменный гость. Скупой рыцарь. Суровая проза. У разбитого корыта. Гений чистой красоты. С корабля на бал. Не зарастёт народная тропа. Поверить алгеброй гармонию. В Европу прорубить окно. Глаголом жечь сердца людей. Волна и камень. Лёд и пламень. Не мудрствуя лукаво. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. Хвалу и клевету приемли равнодушно. Пир во время чумы. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. Гений и злодейство - вещи несовместные. Я другому отдана и буду век ему верна. Жизни мышья беготня. Здравствуй, племя младое, незнакомое. Унылая пора, очей очарование! Что день грядущий мне готовит? Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Народ безмолвствует.

Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский внёс свой вклад в словотворчество.

«Белые ночи» обрели это названием благодаря ему, ранее это природное явление называли «светлые ночи», «ясные» и даже «задумчивые».

Стушеваться (незаметно уйти), лимонничать, белоручничать. Неологизмы писателя остались яркими пятнышками в его романах: сейчашный, недоразвиток, обнеряшиться, картавка, наафонить, накоситься, подробничать, предчувственница.

Тургенев

От Тургенева пошли в обиход нигилист и нигилизм, перспективы.

Белинский

Критик Белинский добавил в русский словарь: абсолютное, субъективное, объективное, индивидуум, индивидуальное.

Боборыкин

Исконно русскими словами и понятиями интеллигенция, интеллигент одарил наш лексикон писатель Петр Боборыкин, обозначив ими людей высокой умственной и этической культуры. Из русского языка это слово плавно перекочевало в европейские.

Хлебников, Блок, Белый, Маяковский

Лётчик – придумка поэта Хлебникова. Авиатор, летун, пилот – Александра Блока.

Хлебников и Андрей Белый впервые написали словосочетание «атомная бомба» независимо друг от друга. Это тот самый странный случай, когда название опередило изобретение. Голоштанный – босяцкое словечко прижилось благодаря горлопану Маяковскому.

Эра полётов за пределы Земли подарила нам космонавтику, космодром, первую космическую скорость, ушедшие в народ со страниц «Введения в космонавтику» Штернфельда. Кстати, Яков Перельман, ратует за то, чтобы вместо термина «космонавтика» употреблялось слово «звездоплавание». Сергей Королёв долго думал, как лучше назвать Гагарина – астронавтом или космонавтом. Решено было остановиться на втором варианте.

Казанцев

Инопланетянин сменил инопланетчика стараниями писателя-фантаста Александра Казанцева.

...Словесный пластилин ждёт своих творцов. В нём бесконечно много для этого приставок, корней, суффиксов! Современная молодёжь чаще всего за основу неологизмов берёт англицизмы, но иногда проскальзывают и исконно наши словечки вроде этих:

зашквар, жиза, шиза, самостоялка, домашка, жесть, свиданка, лажа, косарь, штука бабосов, косуха, мент, тачка, пацики (ребята на районе), препод, сушняк, брателло, днюха, дняра, ясен пряник, мимишный, зожник, чвакалка (сигнализация), гонишь, не парься, не очкуй, гавкнулся, давить диван, няшка, неслышки (тапки), зашибись, трындец, капец, готовченко, чики-пуки, тип-топ, бабоукладчик (коктейль), в зюзю, в хлам, шампусик, шмурдяк (пойло), ща, чел, чепушило (дурачок), покупашка, шняга, ёперный балет, до свидос и так далее.

Жду отзывов в комментах. Лайк и "Подписаться" - за вами. Спасибо заранее.

Наталия Дашевская