Актриса Ада Войцик подъезжала к съемочной площадке фильма «Богатая невеста». Она выглядела превосходно: шляпка, модное пальто, макияж. Вот только ее глаза были красными от слез. Совсем недавно Войцик сообщили, что ее муж, режиссер Иван Пырьев, закрутил роман с начинающей актрисой Мариной Ладыниной.
На киностудии и до этого шептались, что Пырьев любит молоденьких актрис. Об этих слухах Ада Войцик знала, но никогда им не верила, а в этот раз она решила убедиться во всем сама.
Приехав на съемочную площадку, Войцик сразу же все поняла. Она не стала устраивать скандал, только сказала Марине Ладыниной слова, которые стали пророческими: «Он вас сделает очень счастливой, он это умеет. Но за каждую минуту этого счастья вы потом будете очень дорого платить!»
К тому моменту 32-летняя Ада Войцик не понаслышке знала о счастье, за которое приходится платить страданиями.
Семья Ады Войцик была далека от искусства. Отец будущей актрисы, Игнат Антонович, работал кузнецом на заводе, а мать, Анна Тимофеевна, вела домашнее хозяйство и воспитывала троих детей.
Ада с детства была увлечена театром, а на школьных вечерах с удовольствием выходила на сцену и с чувством декларировала стихи. Однако ни отец, ни мать и предположить не могли, что детские увлечения дочери перерастут во что-то большее. Каким же было их удивление, когда после окончания школы Ада заявила, что собирается поступать в театральный институт на актрису!
Перечить целеустремленной дочери родители не стали. Так 18-летняя Ада, следуя за своей мечтой, оказалась на актерском факультете Государственного техникума кинематографии (будущий ВГИК). Она была очаровательна. Юная высокая девушка с лучистыми, но печальными глазами покорила не только педагогов, но и знаменитых режиссеров, которые начали предлагать Войцик роли в своих фильмах.
Дебют Ады Войцик в кино состоялся в 1925 году, когда она будучи студенткой техникума кинематографии снялась в маленькой роли физкультурницы в фильме «Будьте, как мы!». Войцик и представить себе не могла, что уже через два года ее имя станет известным на весь Советский Союз.
В фильме Якова Протазанова «Сорок первый» роль волевой Марютки, видящей смысл своей жизни в революционной борьбе, должна была исполнять актриса Вера Марецкая.
Поначалу все шло как нельзя удачно. В Театре-студии актрисе дали длительный отпуск, она даже начала брать уроки верховой езды и учиться стрелять из винтовки. Вот-вот съемочная группа должна была выезжать в экспедицию на съемки и вдруг... Марецкая сообщила режиссеру, что она ждет ребенка и от роли отказалась.
Срочно начались поиски актрисы на главную роль. Претенденток было предостаточно, но все они по разным причинам поехать в долгую экспедицию не могли. Съемочную группу охватила паника. Со дня на день должны были начаться съемки, а актриса на роль Марютки не найдена.
«Держу пари, первоклассная Марютка явится в нужный час!» – сказал Яков Протазанов перед своим отъездом в Каракумы, где должны были состояться съемки. Выбор актрисы режиссер поручил своему ассистенту Юлию Райзману, который и увидел в коридорах техникума кинематографии студентку-третьекурсницу Аду Войцик.
Уже на следующий день Войцик ехала в поезде на съемки и читала повесть Бориса Лавренева о трагической любви девушки-красноармейца Марютки и белогвардейского офицера Говорухи-Отрока, по мотивам которой был написан сценарий фильма «Сорок первый».
Фильм «Сорок первый» вышел в 1927 году и имел невероятный успех. Зрители и критики восторгались образом, который Ада Войцик воплотила на экране. Ее Марютка была наивной и страстной, прямодушной и волевой, решительной и несгибаемой.
Особенно всех поражала драматичная сцена, в которой чувство долга и преданность революции заставляют Марютку убить своего любимого – пленного офицера-белогвардейца.
Через 30 лет, в 1956 году, Григорий Чухрай снимет свою версию фильма «Сорок первый» с Изольдой Извицкой в роли Марютки. Но это будет уже совсем другая, более мелодраматичная история, которая принесет невероятный успех исполнителям главных ролей.
А тогда, в 1927 году, все лавры славы достались Аде Войцик. Она была самой счастливой девушкой на свете. Только что Ада закончила Государственный техникум кинематографии, успешно снималась в кино и... влюбилась. Ее избранником стал начинающий режиссер Иван Пырьев.
Увидев Аду Войцик в образе Марютки, Пырьев потерял покой и сон. Он твердо решил, что эта девушка с экрана станет его женой и добился своего. Ада Войцик и Иван Пырьев поженились вскоре после знакомства, а через четыре года в семье родился сын Эрик.
В конце 1920-х – начале 1930-х Ада Войцик стала одной из самых востребованных и популярных советских актрис. Со стороны казалось, что ее жизнь складывается как нельзя успешно: заметные роли, замечательный сын, любимый муж, который в то время делал первые шаги в кинематографе и снимал ее в своих картинах.
Да, Иван Пырьев действительно снял жену в своих первых самостоятельных фильмах. Правда, их было всего два – «Конвейер смерти» и «Партийный билет» – и они не пользовались большой популярностью.
Более того, фильм «Партийный билет» после первого просмотра руководством киностудии «Мосфильм» был признан неудачным, ложным и «искажающим правду советской действительности». И хотя фильм все-таки выпустили на экраны, Иван Пырьев был уволен с киностудии и на два года отлучен от режиссуры. Он остался без работы, стал раздражительным и замкнутым, а Ада не знала, как ему помочь.
Семейная жизнь, которая поначалу казалась просто сказочной, начала разваливаться на глазах. Шел 1936 год. Красавице Аде Войцик был всего 31 год, но для нее уже не находилось подходящих ролей.
«Может быть, вновь выручит случай, но, право, при существующем положении вещей я могу "случайно" перестать играть, потому что не вижу для себя ролей. Я числюсь штатной актрисой "Мосфильм" с 1933 года, но за этот период работала всего в одной картине. После "Партийного билета" я опять сижу без дела.» – делилась переживаниями Ада Войцик в 1936 году.
Иван Пырьев все больше отдалялся от жены и мучительно пытался найти свой голос в советском кинематографе. В 1937 году режиссер увидел сценарий лирической музыкальной комедии «Богатая невеста» и добился разрешения на ее постановку. Только в главной роли снималась уже не Ада Войцик, а начинающая актриса Марина Ладынина, в которой Иван Пырьев нашел новую музу.
Предательство мужа Войцик переживала очень тяжело. Какое-то время она пыталась сохранить брак, а Пырьев метался между семьей и любимой женщиной. В итоге он ушел к Марине Ладыниной, а Ада Войцик осталась одна. Она была настолько убита горем, что даже попыталась покончить с собой, но ее спасли. А затем время взяло свое и Войцик смирилась с уходом мужа. С головой она погрузилась в работу.
Свою последнюю крупную роль в кино Ада Войцик сыграла в 1941 году. Это была роль Ванды Ладовской, профессиональной невесты, проживающей свое наследство в ожидании богатого жениха, в фильме Михаила Ромма «Мечта».
Молодость Ванды пролетела быстро и безрадостно. Теперь девушка одинока и никчемна, но еще пытается цепляться за жизнь, переживая одно любовное разочарование за другим. И вдруг на горизонте появляется Комаровский. Кажется, вот оно счастье, которого Ванда так долго ждала, но... Комаровский оказывается авантюристом и рушит последнюю надежду Ванды на счастье. Настоящий покой принесет ей только добровольный уход из жизни.
Всю горечь своей сломанной женской судьбы актриса вложила в этот образ и он получился невероятно убедительным.
«Актриса нашла очень выразительный внешний рисунок роли – скованность движений, скупость жестов, подчеркнула одиночество, замкнутость, отчужденность Ванды. Войцик воплотила на экране глубоко психологический, правдивый образ несчастной женщины, которая не вынесла тяжести и жестокости жизненных условий», – писала Н. Глаголева в журнале «Советский экран».
В 1941 году вместе с киностудией «Мосфильм» Ада Войцик была эвакуирована в Алма-Ату. В Москву она вернулась в 1943-м и поступила в Театр-студию киноактера, где проработала 18 лет.
Войцик продолжала сниматься в кино, появляясь только в эпизодах. Но даже небольшое появление актрисы на экране поражало зрителей своей убедительностью и надолго оставалось в памяти.
Например, в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» Войцик досталась крохотная роль Елены Глинской, матери будущего царя. Она появляется на экране всего на минуту и обрушивается на зрителя криками: «Отравили! Умираю!... Сынок, бойся яда! Берегись бояр!». Забыть эту роль просто невозможно.
В фильме «Иван Грозный» Ада Войцик сыграла вместе со своим сыном Эриком. Юный актер талантливо воплотил на экране образ царя в детстве.
В 1961 году Ада Войцик вновь снялась у Михаила Ромма. В фильме «Девять дней одного года» актриса появилась в образе Марии Тихоновны, жены физика Синцова, получившего смертельную дозу радиации. Героиня Войцик знает о том, что ее муж обречен на смерть, но, видя его мужество и стойкость, собирает в кулак всю волю, чтобы никому не показать своей трагедии. Ее боль выдают только огромные, почти черные глаза.
В последние годы своей жизни Ада Войцик лишь изредка появлялась на экране, уделяя все свободное время единственному сыну Эрику. Замуж во второй раз актриса так и не вышла – не смогла забыть предательство Ивана Пырьева и вновь довериться мужчинам.
После школы Эрик Пырьев решил пойти по стопам своего отца и стал режиссером. Он снял музыкальную киномонографию «Мелодии Дунаевского», был вторым режиссером в картинах «Наш общий друг» и «Человек без паспорта», но большего достичь не смог. Эрика постоянно сравнивали с отцом и часто критиковали.
В 1968 году не стало Ивана Пырьева, а через два года в возрасте 39 лет от проблем с сердцем умер и Эрик. Для Ады Войцик смерть единственного обожаемого сына стала настоящей трагедией. Она перестала сниматься в кино и посвятила всю свою оставшуюся жизнь внучке Маше, которая после смерти отца осталась круглой сиротой.
В сентябре 1982 года Ада Войцик ушла из жизни, пережив своего сына на 12 лет. К тому моменту имя актрисы, блиставшей на экранах еще со времен немого кино, давно забыли даже самые преданные поклонники.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: