Правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года: у нас появится новая отрасль экономики, связанная с беспилотными летательными аппаратами. Разбираемся, по каким направлениям будет развиваться беспилотная авиация и почему сейчас лучший момент для карьерного старта в этой области.
Беспилотная авиация — это развивающаяся отрасль экономики, связанная с разработкой, изготовлением и эксплуатацией беспилотников. Автоматизированные системы выполняют рутинные функции получения, обработки, анализа полётной информации, а также выполняют другие задачи оператора.
В отличие от классического летательного аппарата, в беспилотнике пилота нет, это значит, что системы жизнеобеспечения не понадобятся. Но, с другой стороны, потребуются более совершенные навигационные средства, а также новые принципы и технологии взаимодействия с другими воздушными судами. Уже не говоря о том, что необходима эффективная защита от несанкционированного вмешательства в системы связи и управления.
В Стратегии развития беспилотной авиации на ближайшие 6 лет выделяются следующие направления:
- Повышение спроса на российские беспилотники.
- Массовое производство беспилотников в специализированных промышленных центрах.
- Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, например, дронопортов.
- Подготовка квалифицированных кадров: разработчиков, изготовителей, операторов, научных специалистов.
- Научные исследования.
Беспилотные аппараты разрабатывались ещё в прошлом веке, но именно сейчас благодаря техническому прогрессу они вышли на новый уровень. Сами устройства и их компоненты стали меньше, технологии радиосвязи и микроэлектроники позволили решать самые разные задачи, а относительно небольшая стоимость летательных аппаратов сделали их доступными для гражданского сектора и рыночного применения.
Преимущества беспилотников:
- высокая мобильность при малых размерах и массе;
- неприхотливость к покрытию взлётно-посадочных площадок;
- универсальность применения;
- высокая эффективность;
- просто освоить управление;
- способность автоматически выполнять задания, несмотря на отсутствие сигналов ГЛОНАСС, управления и связи;
- способность к длительной работе благодаря лёгкой замене операторов;
- персонал находится в безопасности.
Сегодня уже существует технология беспилотного летательного аппарата, обслуживание которого полностью происходит в воздухе: китайские учёные разработали систему удалённой зарядки с помощью лазера.
Какие услуги может оказывать беспилотная авиация
Дистанционный мониторинг (могут использоваться оптические, радиолокационные, аэромагнитные, телевизионные, мультиспектральные и другие средства сбора и передачи информации).
Int-Ball — японский беспилотник, работающий на МКС в модуле «Кибо». Он может самостоятельно передвигаться в невесомости в любом направлении с помощью электрических пропеллеров и снимать фото и видео под любым углом.
Разведка и обеспечение охраны территории (основная задача — минимизация угроз безопасности людей и имущества).
Дроны Skeeter Animal Dynamics внешне похожи на механических стрекоз, их разработали для использования с целью добывания разведывательной информации. Проект финансируется Министерством обороны Великобритании, и новую модель компания-производитель Animal Dynamics планирует представить уже в этом году. Аппарат весит всего 20 грамм и может разогнаться до 45 км/ч.
Внесение веществ (работы, связанные с защитой растений, связывания грунтов, нейтрализации разлива нефтепродуктов).
Беспилотники могут следить за развитием растений, распознавать, когда требуется внесение пестицидов или удобрений. Например, аппарат DJI AGRAS T20 может нести в баке 20 литров и распылять содержимое на ширину 7 м. 8 сопел и насосы большой ёмкости обеспечивают скорость распыления до 6 л/мин.
Аэрологистика (перевозка груза в самом беспилотнике, во внешнем контейнере или на подвеске. В будущем допускается перевозка людей).
Дронов для доставки грузов уже используют Amazon, DHL и другие организации. Это позволяет сократить время и себестоимость доставки.
Обеспечение связи (организация фрагментов сетей подвижной радиосвязи, ретрансляция сигналов и др.).
Уникальная отечественная разработка — летающий роутер компании «Беспилотные системы». Аппарат поднимается в воздух до 100 метров и раздаёт интернет в радиусе 100 км.
Образовательная и спортивная деятельность (в этом году Министерство спорта РФ включило программирование беспилотников во Всероссийский реестр видов спорта).
Визуальные инсталляции (демонстрация рекламных конструкций, создание визуальных эффектов).
Внешние работы (строительно-монтажные работы, мойка фасадов, тушение пожаров, аварийно-спасательные работы и др.)
МЧС России применяет беспилотную авиацию для поиска пропавших людей, мониторинга обстановки в зонах затопления, для тушения пожаров, обследования разрушений и целостности конструкций.
Отрасль беспилотной авиации в России сегодня
Доля отрасли беспилотной авиации в ВВП России в 2023 году составляет 0,1%: сюда входят промышленные изготовители беспилотников и их комплектующих, профессиональные объединения, проектные и научные организации — всего до 200 организаций.
Каждый третий участник рынка — разработчик или изготовитель беспилотников, в основном это негосударственные организации. Государственные организации выступают преимущественно в роли заказчика.
Объём экспорта в 2018 – 2022 годах составил около 600 миллионов рублей. По оценкам на 2023 год, объём российского рынка беспилотников превысит 50 миллиардов рублей: за последние 5 лет рынок вырос на 27%, опережая среднемировые темпы.
На данный момент темпы внедрения беспилотников опережают возможности системы образования. Условия работы меняются слишком быстро, специалисты не успевают повышать квалификацию. К 2030 году спрос на кадры в отрасли беспилотников в области их разработки, производства и эксплуатации может достичь миллиона.
В России рынок только формируется. Беспилотные технологии в авиации делают только первые шаги. Применение технологий неизбежно в логистике, сельском хозяйстве и других отраслях. Важно интегрировать данные технологии в программу сквозного образования от школы в вузы - поделился Андрей Волостнов, директор факультета беспилотных технологий.
В ближайшие 6 лет появятся новые востребованные профессии в сфере беспилотных технологий:
- проектировщик интерфейсов беспилотной авиации;
- специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения;
- разработчик интеллектуальных робототехнических систем.
Программы обучения управлению беспилотниками планируется внедрять в программы общего, среднего профессионального и высшего образования. Их начнут разрабатывать в 2024 году Минпросвещения и Минобрнауки.
На факультете беспилотных технологий университета «Синергия» уже есть программа «Эксплуатация и обслуживание беспилотных робототехнических авиационных систем». На ней учат эксплуатировать и обслуживать беспилотники различного класса и назначения, осуществлять их диагностику и настройку.
Основные дисциплины курса:
- аэродинамика и термогазодинамика;
- конструкция беспилотных летательных аппаратов;
- системы автоматического и интеллектуального управления летательными аппаратами;
- системы ориентации и навигации беспилотных летательных аппаратов;
- системы дистанционного управления и связи беспилотных летательных аппаратов.
У студентов есть возможность проходить практику в лабораториях по сборке и программированию беспилотников, испытывать аппараты на полигоне и участвовать в создании на производственной базе.
Благодаря практике и наработанному трудовому стажу ребята ещё во время обучения устраиваются на работу программистами, сервисными инженерами и операторами в области беспилотных технологий.