Найти тему
чертежные задачки

Как я изобрела "велосипед"

Тот, кто думает, что жизнь инженера-конструктора — это сухие чертежи, болты-гайки, ГОСТы и справочник металлиста, тот глубоко заблуждается. Настоящий инженер — поистине счастливый человек, его жизнь полна творчества и ни с чем не сравнимого изобретательского драйва, когда ты можешь вскочить среди ночи от осенившего тебя решения какой-нибудь технической задачи. А утром сломя голову мчаться на работу с воплем «Эврика!»... Ну, конечно, есть и рутина — ведь все, что ты придумал, надо нудно начертить, и желательно, без ошибок. Но, работа есть работа. И уж если человек треть своей активной жизни проводит на работе, то работа должна быть как минимум, интересной. А за время моей конструкторской деятельности много чего интересного было!

Ну так, к «велосипеду». Я уже говорила, что моя первая инженерская должность была — конструктор технологической оснастки механического цеха завода «Нежинсельмаш». Конструировала простенькие приспособления на станки для обработки всяких мелких деталей. В основном делала кондуктора для сверления отверстий. А отверстия в машиностроении встречаются на каждом шагу.

Для непосвященных скажу, что кондуктор сверления — это такое приспособление, которое крепится на стол станка точно под сверло, в него вставляется деталь, фиксируется каким-либо способом, после сверления деталь вынимается, а на ее место вставляется такая же следующая. Ну и так целую рабочую смену — производство-то серийное!. Для точного захода сверла предусмотрена втулка, которая определяет относительное положение сверла и детали, ну и имеет еще некоторые функции. Кондуктор может быть как на одно отверстие, так и на несколько — посмотрите примеры кондукторов на рисунке.

Кондуктор сверления трех отверстий в квадратной трубе
Кондуктор сверления трех отверстий в квадратной трубе
Чертеж кондуктора для сверления отверстия
Чертеж кондуктора для сверления отверстия

На столе сверлильного станка имеются специальные пазы для крепления приспособлений.

Сверлильный станок
Сверлильный станок

Нужно сказать, что кондуктора сверления в основном однотипны и после своего первого мучительно сконструированного приспособления вскоре я уже лепила эти штуки как горячие пирожки.

И тут мне дают сложное задание: кондуктор сверления 40 отверстий в пластиковой полосе, длина которой больше полутора метров. Все отверстия на равном расстоянии друг от друга.

Первое, что пришло в голову — сделать как обычно — ложе для полосы, прижим и 40 втулок в планке. Все это должно как-то передвигаться в какой-то каретке, потому как сверло зафиксировано жестко, его не передвинешь, это вам не ручная дрель...

Мой наставник идею в принципе одобрил, но задал каверзный вопрос: «А сколько будет весить этот кондуктор?».... Я «прослезилась» еще не посчитав даже — сталь все же штука не легкая — 7,85 г на сантиметр кубический. Даже предварительно прикинув было ясно, что тяжеленькая вещь будет — килограмм пятьдесят, не меньше. Плюс вся эта бандура должна смещаться в сторону (в обе стороны) на полтора метра. Станки в пролете цеха стоят довольно близко друг к другу, расстояние между ними, конечно, больше полутора метров, но там все заставлено ящиками с заготовками, с готовыми деталями, со стружкой...В общем, всем будет мешать. Плюс еще и провисать будет, если делать без каких-либо ребер жесткости, а это добавочный вес...

Сами понимаете, задача оказалась не из легких. Я все посчитала — точный вес, стрелку прогиба, придумала механизм, чтобы передвигать не вручную, а по зубчатой рейке. И получилось, что мое изобретение встанет очень дорого — легче и правда поставить двух рабочих на эту деталь, дать им по ручной дрели, и пусть меряют и сверлят... Но это меня не устраивало. Наставник мой, Василь Филипыч, принимал отеческое участие в моих творческих муках. Обсуждал все трудности, сам даже чего-то предлагал, чтобы облегчить и удешевить эту конструкцию. И длились эти все муки не меньше недели. Я и дома толком ничего делать не могла, с ребенком почти не играла, а все думала над этим кондуктором...

И вдруг осенило! Я придумала, как сделать компактно и дешево! Надо сделать только одну втулку, а на заданном расстоянии (по-моему, было 38 мм) запрессовать штырек под размер отверстия, и просверлив первое, передвинуть полосу, надеть этой дырочкой на штырек, сверлить второе — и так дальше. Каждое следующее отверстие надеваешь на штырь и шаг получается одинаковый.

Схема моего "изобретения"
Схема моего "изобретения"

Эта мысль мне пришла вечером. И ночь я почти не спала, под утро только уснула. Но легко вскочила по будильнику, пулей собрала ребенка, закинула его в садик и на крыльях полетела на завод! Радости Василь Филипыча не было границ. Уж и хвалил он меня, и называл великим конструктором, и сказал, что сам бы ни за что не додумался до такого гениального решения! И пошли мы в цех к этому станку. Снять размеры пазов — они унифицированные, конечно, но бывают и варианты. Пластмассу обрабатывали не в основном цеху, а в пристройке. Приходим, и что я вижу?.. Мое ночное «изобретение» в несколько другом исполнении. Но суть та же. Там было на расстоянии 38 мм углубление — глухое отверстие — уже изрядно разбитое. В это отверстие предполагалось вставлять стержень и таким образом фиксировать положение следующего отверстия.Но поскольку контрольное отверстие разбили — требовалось сделать новый кондуктор, это было проще, чем чинить старый.

Сказать, что я была разочарована — ничего не сказать! Я готова была поколотить Василь Филипыча, хоть он мне в отцы годился. Я не понимала, зачем меня было мучить неделю!...

Он, конечно, клялся и божился, что сам не знал. Ага, так я и поверила!...

Я еще долго кипятилась и возмущалась, но быстро поняла, что он сделал правильно, заставив меня саму до этого додуматься.

Прошло уже больше 30 лет, а я этот свой «велосипед» до сих пор вспоминаю с какой-то гордостью и благодарностью наставнику. Вот интересно, сейчас, в условиях современного производства есть такие учителя, которые могут позволить целую неделю раздумий начинающему констуктору?...

А вам приходилось изобретать «велосипед»?)