Тот, кто думает, что жизнь инженера-конструктора — это сухие чертежи, болты-гайки, ГОСТы и справочник металлиста, тот глубоко заблуждается. Настоящий инженер — поистине счастливый человек, его жизнь полна творчества и ни с чем не сравнимого изобретательского драйва, когда ты можешь вскочить среди ночи от осенившего тебя решения какой-нибудь технической задачи. А утром сломя голову мчаться на работу с воплем «Эврика!»... Ну, конечно, есть и рутина — ведь все, что ты придумал, надо нудно начертить, и желательно, без ошибок. Но, работа есть работа. И уж если человек треть своей активной жизни проводит на работе, то работа должна быть как минимум, интересной. А за время моей конструкторской деятельности много чего интересного было!
Ну так, к «велосипеду». Я уже говорила, что моя первая инженерская должность была — конструктор технологической оснастки механического цеха завода «Нежинсельмаш». Конструировала простенькие приспособления на станки для обработки всяких мелких деталей. В основном делала кондуктора для сверления отверстий. А отверстия в машиностроении встречаются на каждом шагу.
Для непосвященных скажу, что кондуктор сверления — это такое приспособление, которое крепится на стол станка точно под сверло, в него вставляется деталь, фиксируется каким-либо способом, после сверления деталь вынимается, а на ее место вставляется такая же следующая. Ну и так целую рабочую смену — производство-то серийное!. Для точного захода сверла предусмотрена втулка, которая определяет относительное положение сверла и детали, ну и имеет еще некоторые функции. Кондуктор может быть как на одно отверстие, так и на несколько — посмотрите примеры кондукторов на рисунке.
На столе сверлильного станка имеются специальные пазы для крепления приспособлений.
Нужно сказать, что кондуктора сверления в основном однотипны и после своего первого мучительно сконструированного приспособления вскоре я уже лепила эти штуки как горячие пирожки.
И тут мне дают сложное задание: кондуктор сверления 40 отверстий в пластиковой полосе, длина которой больше полутора метров. Все отверстия на равном расстоянии друг от друга.
Первое, что пришло в голову — сделать как обычно — ложе для полосы, прижим и 40 втулок в планке. Все это должно как-то передвигаться в какой-то каретке, потому как сверло зафиксировано жестко, его не передвинешь, это вам не ручная дрель...
Мой наставник идею в принципе одобрил, но задал каверзный вопрос: «А сколько будет весить этот кондуктор?».... Я «прослезилась» еще не посчитав даже — сталь все же штука не легкая — 7,85 г на сантиметр кубический. Даже предварительно прикинув было ясно, что тяжеленькая вещь будет — килограмм пятьдесят, не меньше. Плюс вся эта бандура должна смещаться в сторону (в обе стороны) на полтора метра. Станки в пролете цеха стоят довольно близко друг к другу, расстояние между ними, конечно, больше полутора метров, но там все заставлено ящиками с заготовками, с готовыми деталями, со стружкой...В общем, всем будет мешать. Плюс еще и провисать будет, если делать без каких-либо ребер жесткости, а это добавочный вес...
Сами понимаете, задача оказалась не из легких. Я все посчитала — точный вес, стрелку прогиба, придумала механизм, чтобы передвигать не вручную, а по зубчатой рейке. И получилось, что мое изобретение встанет очень дорого — легче и правда поставить двух рабочих на эту деталь, дать им по ручной дрели, и пусть меряют и сверлят... Но это меня не устраивало. Наставник мой, Василь Филипыч, принимал отеческое участие в моих творческих муках. Обсуждал все трудности, сам даже чего-то предлагал, чтобы облегчить и удешевить эту конструкцию. И длились эти все муки не меньше недели. Я и дома толком ничего делать не могла, с ребенком почти не играла, а все думала над этим кондуктором...
И вдруг осенило! Я придумала, как сделать компактно и дешево! Надо сделать только одну втулку, а на заданном расстоянии (по-моему, было 38 мм) запрессовать штырек под размер отверстия, и просверлив первое, передвинуть полосу, надеть этой дырочкой на штырек, сверлить второе — и так дальше. Каждое следующее отверстие надеваешь на штырь и шаг получается одинаковый.
Эта мысль мне пришла вечером. И ночь я почти не спала, под утро только уснула. Но легко вскочила по будильнику, пулей собрала ребенка, закинула его в садик и на крыльях полетела на завод! Радости Василь Филипыча не было границ. Уж и хвалил он меня, и называл великим конструктором, и сказал, что сам бы ни за что не додумался до такого гениального решения! И пошли мы в цех к этому станку. Снять размеры пазов — они унифицированные, конечно, но бывают и варианты. Пластмассу обрабатывали не в основном цеху, а в пристройке. Приходим, и что я вижу?.. Мое ночное «изобретение» в несколько другом исполнении. Но суть та же. Там было на расстоянии 38 мм углубление — глухое отверстие — уже изрядно разбитое. В это отверстие предполагалось вставлять стержень и таким образом фиксировать положение следующего отверстия.Но поскольку контрольное отверстие разбили — требовалось сделать новый кондуктор, это было проще, чем чинить старый.
Сказать, что я была разочарована — ничего не сказать! Я готова была поколотить Василь Филипыча, хоть он мне в отцы годился. Я не понимала, зачем меня было мучить неделю!...
Он, конечно, клялся и божился, что сам не знал. Ага, так я и поверила!...
Я еще долго кипятилась и возмущалась, но быстро поняла, что он сделал правильно, заставив меня саму до этого додуматься.
Прошло уже больше 30 лет, а я этот свой «велосипед» до сих пор вспоминаю с какой-то гордостью и благодарностью наставнику. Вот интересно, сейчас, в условиях современного производства есть такие учителя, которые могут позволить целую неделю раздумий начинающему констуктору?...
А вам приходилось изобретать «велосипед»?)