Ставрополь, регион КМВ и другие крупные города края в перспективе ждет судьба больших городов, связанная с переходом пассажирского транспорта на электробусы, транспорта коммунальных служб, уборочной техники и спецавтотранспорта на электротягу. С учетом перспективных разработок аккумуляторных батарей работающих в диапазоне температур +50 до -40 и пробеге на одной зарядке у отдельных образцов уже 1000 км. Эффективность и значение для городского хозяйства и интерес к электромобилям граждан будет расти в геометрической прогрессии. Электромобили - это отличный шанс для нашей страны начать делать автомобили мирового уровня во всех классах. Здесь отставание в вопросах трансмиссии, АБС, двигателях внутреннего сгорания, технических жидкостях и прочего сходит на нет. Основная проблема это, не доводка автомобилей, а проблема инфраструктуры заправок. Именно она выйдет на первый план в сдерживании прогресса и динамики перехода страны на электротягу. Как в этой ситуации выглядит Ставропольский край: на начало 2023г., в крае зарегистрировано 922 транспортных средства, имеющих возможность использования электродвигателей. Это чистые электромобили и плюс гибридная техника. Всего чистых электромобилей примерно 200 единиц. Всего автомобилей в крае, чуть больше одного миллиона единиц. Процент чистых электромобилей, менее 0, 02 процента.
По заявлению первого зампредседателя правительства края Андрея Хлопянова, в Ставропольском крае в период 2023–2024 г.г. планируют построить 32 зарядные станции, для быстрой зарядки легковых и легких коммерческих машин. Наш край вошёл в число пилотных регионов, по субсидированию строительства зарядных станций для электромобилей. Создание на Ставрополье сети зарядных станций и стоимость создания инфраструктуры может составить 200 млн рублей, из которых около 90 млн рублей будут возвращены инвесторам в качестве компенсации части затрат, понесенных на технологическое оборудование и техническое присоединение к инженерным сетям.
Другое направление развития сферы электромобилей это, правовая сфера. И здесь продвижение в создании законодательной базы идет полным ходом и практически входит, в стадию завершения. Возможность размещения розеток (зарядок) в надземных автостоянках предусматривается в строительных нормах. Согласно п. 209 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах, за исключением тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы. Есть положительное решение и по зарядке в подземных паркингах в пользу электромобилей.
В сегодняшней экономической ситуации, важно не упустить момент для развития, не превратится в догоняющего. В правовом поле важны решения стимулирующие перспективные направления развития. Торгово- промышленная палата края обратилась с законодательной инициативой, с предложением ввести нулевую ставку транспортного налога для электромобилей. Минфин края не поддержал эту инициативу. Причина выпадающие доходы по транспортному налогу. Думаю, что вопрос более серьезный, что бы сразу ответить НЕТ. Если с тем, что электромобили сейчас покупают наиболее обеспеченные граждане нельзя не согласится. И освобождение их от транспортного налога выглядит не справедливым. Это верно, если не считать, что электромобиль, это отнюдь не единственная машина в обеспеченных семьях обычно третий по счету, а остальные автомобили с ДВС остаются плательщиком транспортного налога. Приобретение новых транспортных средств на электротяге только тогда образует выпадающие доходы, когда идет замена авто с ДВС (двигателем внутреннего сгорания) на электротранспорт. В сегодняшней ситуации неразвитости инфраструктуры для электротранспорта говорить об этом не приходится. Плательшиком основной части транспортного налога является государственный и муниципальный сектор, мусорный оператор и предприятия перевозчики грузов и пассажиров и конечно тот самый миллион автолюбителей частников. Учитывая, что сейчас электромобилей вместе с гибридами менее 0,09 % и их прибавление зависит от инфраструктуры заправок электротранспорта. Получаем замкнутый круг, не стимулируем, не получаем сопутствующих налоговых отчислений от доходов продажи электроэнергии энергии для электромобилей, работы по обустройству домашних зарядок в паркингах и многого другого. А это серьезные работы в ценовом выражении, более значительные, чем суммы транспортного налога, в сравнении с возможными «выпадающими» доходами Выполнение работ по созданию инфраструктуры и торговых операций, а также создание дополнительных рабочих мест связанных с электротранспортом и его обслуживанием приведет к большему поступлению налоговых отчислений в бюджет края. Учитывая, что пока автомобили будут покупаться как дополнительные к имеющемуся с ДВС возможности выпадающих доходов не вижу. Кроме того мы получаем дополнительный утилизационный сбор. Несмотря на его направленность в федеральный бюджет, в качестве части трансфертов получим больше чем от «выпадающих» доходов бюджета края. Если оставить льготу для электротранспорта государственных, коммунальных предприятий, мусорного оператора коммунальной и уборочной техники, перевозчиков граждан и груза (его не сегодняшний день просто нет). То вопросы справедливости по отношению к малоимущим гражданам отпадут, а стимулы развития останутся.
Как вывод скажу: когда федеральная власть видя проблему идет на встречу регионам и нам в крае не гоже становится боком к проблеме, давайте встретим её открытым лицом. Для того, что бы сказать НЕТ развитию электротранспорта в крае и связанных с ним отраслей не достаточно умозрительных заключений. Без глубокой оценки и проработки этого важного вопроса специалистами мы не сможем получить все возможные плюса для экономики Ставропольского края. Мы должны вернутся к обсуждению этого вопроса на уровне экспертов.