Это где? Он еще работает? А что производит? Развалины какие-то? Давайте разбираться.
До 2014 года об этой умирающей достопримечательности знали, наверно, только историки и жители Колатсельги.
Возрождение
3 августа 2014 года состоялось официальное открытие рудного парка «Тулмозерье», расположенного рядом с селом Колатсельга Пряжинского района. Этот парк - уникальный памятник индустриальной истории региона. Основу его составляют фрагменты тулмозерского сталелитейного завода.
Краткая историческая справка
Первое упоминание о промышленном производстве железа относится к 1761 году, когда на истоке реки Туломы был построен железоделательный завод Ивана Бармина. Он то угасал, то снова оживал.
Следующий этап в развитии железоделательного производства начался во второй половине XIX века. В 1896 году в Санкт-Петербурге образовалось акционерное общество «Сталь», целью которого было строительство Тулмозерского завода. Правление сумело привлечь очень влиятельного акционера – великого князя Петра Николаевича, который вложил в дело два миллиона рублей. За два года в деревне были возведены две домны, заводские корпуса, кирпичный и лесопильный заводы, пристань с паровым краном, печи для производства древесного угля. Был куплен пароход для перевозки чугуна в Петербург. Планировалось строительство железной дороги до Салми. На заводе применялись самые передовые европейские и отечественные технологии. Так, акционерное общество вложило 85 тысяч рублей в установку, которая плавила руду электричеством. Такой техники тогда не имел даже Путиловский завод. В 1898 работа началась, но начались и разные технические проблемы. В 1901 году грянул мировой кризис, и завод не выдержал конкуренции с металлургией Донбасса. Летом 1902 года домны погасли.
Парадоксально, но до 1991 года часть территории Пряжинского района, занятая инфраструктурой завода, формально находилась в аренде у члена императорской фамилии Романовых, т.к. в 1891 году предусмотрительный великий князь Петр Николаевич продлил аренду до 1931 года, а затем – до 1991 года.
Ещё более короткая страница в истории завода, она же и последняя, связана уже с советским временем. В конце 1920-х – начале 1930-х годов карельскими властями были инициированы попытки возобновления добычи руды и производства чугуна. Но оптимистичные прогнозы не оправдались – производство чугуна в этом месте оказалось нерентабельным из-за дорогой перевозки и хронического бездорожья.
Если вас интересует история завода в подробностях
Здесь для скачивания доступна книга «Дорога горных промыслов» в которую вошли материалы, собранные участниками одноименного проекта в процессе подготовки туристического маршрута от города Петрозаводска и его окрестностей до города Оутокумпу (Финляндия). Книга включает описание наиболее интересных и значимых объектов на территории обеих стран и предназначена для тех читателей, которые хотят расширить свои представления об истории горной промышленности на территории Карелии и Финляндии. В том числе один раздел книги посвящен Тулмозерскому железоделательному заводу (страницы 315 – 325)
Просвещаемся в дороге
На сайте izi.travel доступен увлекательный аудио гид «Дорога горных промыслов. На авто из Петрозаводска в Рудный парк».
Маршрут построен
По автодороге А-121 Пряжа - Сортавала, поворот в деревне Колатсельга по стрелке-указателю, далее 4 км по грунтовой дороге. Примерно через 3 км грунтовой дороги будет поворот направо. Там стоит шлагбаум. Позвоните по номеру, указанному на информационном стенде, к вам приедет смотритель парка (скорее всего с милой собакой породы хаски) и откроет. Ему же надо будет заплатить за посещение 150 рублей с человека (наличными, терминала у него нет). После оплаты выдается билет.
Обратите внимание, что на дороге указателей типа «До поворота на рудный парк Тулмозерский осталось 100/200/300 метров» нет! И нигде в округе вообще не сказано, что должен быть какой-то поворот.
И примерно через 800 метров после шлагбаума вас встретит рудный парк.
Территория парка довольно большая и ухоженная. Есть беседка для перекуса, два туалета и тьма местных кровожадных комаров. Обязательно запаситесь репеллентами, иначе осмотр и фотосессия превратятся в кошмар. А фотографии на фоне индустриальных развалин можно сделать потрясающие.
Просто так бродить по парку не совсем интересно. Остатки завода должны задышать смыслом и раскрыть свою историю. Если вы без гида, но пообращаться со знающим тему человеком хочется, то заранее можно обратиться в Этнокультурный центр Пряжинского национального муниципального района.
Уверена, статья вдохновила вас на посещение Тулмозерского парка))) А побывать в нем стоит только потому, что это как раз то место, о котором пока не все знают, куда не возят туристов на огромных экскурсионных автобусах. У вас будет уникальная возможность проникнуться атмосферой парка. Ориентировочное время на прогулку по объектам завода и дорогу (от поворота с трассы и обратно) составит чуть более часа.
Приятных путешествий и новых дорог!
***
Понравилась статья?
Подпишитесь на мой канал и ставьте лайк! ;)