Наверное, только русская женщина способна на такое! Встретить в 22 года мужчину старше себя на 40 лет, провести с ним более 20 лет и после его смерти еще сорок лет прожить одной, посвятив всю себя работе с наследием художника.
Я хочу рассказать о Лидии Делекторской и Анри Матиссе.
Потеряв родителей в 12 лет, юная Лида вынуждена была с семьей тети уехать из России после революции. С трудом добывая средства для существования, отчаявшись, Лидия случайно увидела объявление с приглашением на работу. Она вообще не знала, кто такой Матисс, просто пришла за последней надеждой получить работу. Мадам Матисс сначала приветствовала появление хорошенькой девушки в их доме. Лидия занималась всем - была компаньонкой хозяйки, контролировала хозяйство, вела переписку Матисса, организовывала все поездки семьи.
Матисс всегда предпочитал в качестве натурщиц темноволосых смуглых девушек, а тут блондинка! В качестве модели Лидия первое время даже не рассматривалась.
Делекторская вспоминала:
Через несколько месяцев мрачный и проницательный взгляд Матисса стал приковываться ко мне. Потом однажды он сел с альбомом под мышкой и, пока я почти не обращала внимания на разговор, вдруг сказал мне: «Не двигайся!» …А вскоре Матисс попросил меня ему позировать.
Более 90 портретов и сотни рисунков Лидии создал художник. Именно ее портрет «Одалиска. Голубая гармония» (1937) был продан за 33 миллиона 641 тысячу долларов.
В конце концов мадам Матисс заподозрила связь своего супруга с помощницей, поставила ультиматум и выгнала Делекторскую. Лидия не смогла пережить разлуки и попыталась покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь. Но произошло чудо - она выжила! Потом произошло еще одно чудо - Матисс позвал ее и попросил стать его личным секретарем, а не "мадам Матисс" (хотя уже был разведен). С ним Лидия будет работать до конца его жизни и именно её портрет шариковой ручкой будет последним рисунком Матисса.
Из письма Лидии Делекторской:
Вас интересует, была ли я «женой» Матисса, и нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение двадцати лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни.
Лидия Николаевна передала в дар Эрмитажу и Пушкинскому музею десятки работ Матисса - картины, гравюры, скульптуры, рисунки, архивные материалы.
Она ушла из жизни 16 марта 1998 года в Париже. Последняя воля ее была: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса». Ее прах был привезен из Франции и погребен под Санкт-Петербургом, в Павловске. На памятнике выбита надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».
Короткий видеоролик о Лидии - Русская муза Анри Матисса - Лидия Делекторская.