В предыдущей публикации мы говорили о модели неполной семьи "отец и дочь", в которой мужчина обожествляет свою погибшую жену и относится к дочери, как к сокровищу.
В этой публикации рассмотрим модель неполной семьи, в которой папа затаил злобу на новорожденную дочь из-за смерти жены или из-за того, что мать девочки их бросила, предпочтя свои интересы. Впрочем, в понимании мужчины, в любом случае виновником распада семьи стал ребенок... Ведь проще переложить ответственность на дитя, чем решать свои проблемы самостоятельно.
Комплексы папы
В этом случае у мужчины развивается комплекс неполноценности: раз меня бросили, значит, я некчёмный. Как следствие развивается недоверие к женщинам на уровне: каждая бросит/умрёт. И эти страхи переносятся на дочь.
Такой папаша уже не выращивает «принцессу». Скорее наоборот, он пытается сделать из девочки свой идеал, слепить из неё то, чего ему не хватало в жене. Не позволяет ей дышать свободно и мыслить так, как хочет она.
Он пытается создать идеальную женщину, которая никогда не предаст или не умрёт внезапно (не спросив его разрешения, ага), не заставит его, несчастного, страдать.
Ад дочери
Девочка живёт в условиях муштры. Она ходит по струночке, боится глаза поднять и шагу ступить. В доме царит жёсткий патриархат, в котором девочка не имеет права голоса. Отцовскую ласку она видит редко – это только награда за хорошее поведение и даётся ласка крайне дозировано. Если вообще даётся.
Право выбора будущего мужа она тоже не имеет. Она вообще не имеет права быть счастливой, создавать семью и рожать детей.
Внуки её отцу не нужны. Он любит только свои проблемы и болезненные воспоминания. А дочь – обслуга для него, замена ушедшей жены, на которую он рассчитывал.
Он милостиво оставил ребенка себе, не отдав бабушкам или в детский дом с негласным условием, что она полностью заменит ему потерянную женщину. То есть станет для него домохозяйкой. Девочке рано вменяется в обязанность готовка и уборка. И не дай бог в подростковом возрасте папа разглядит в ней женщину!.. Ведь у закомплексованного мужчины в голове может быть что угодно.
Что касается самой повзрослевшей девочки, то:
- Она никогда не обзаведётся подругами (женщина – это зло, папа не позволит ей дружить с одноклассницами).
- Она никогда не обзаведётся поклонниками, потому что никто из парней не посмотрит в сторону затюканной и закомплексованной серой мышки, одетой так неброско, что учителям, глядя на неё, плакать хочется.
Отец сломает жизнь дочери как бы в отместку за то, что её мать бросила их. Он будет срывать на девочке зло, будет видеть в ней отражение её матери. Ничем хорошим такая модель, увы, не заканчивается.
В лучшем случае девочке хватит силы сбежать из дома к бабушке или учительнице. Но происходит такое крайне редко.
Решением проблемы мог бы стать отъезд в иной город по учебе или работе, но, как правило, карманных денег у затюканного ребёнка нет, и отец держит дочку на привязи, запрещая обучаться. Ему нужна обслуга – и этим всё сказано.
Пути решения потенциальных проблем
Для любой модели неполной семьи, вне зависимости какого пола родитель и ребёнок, есть одно решение проблемы – дать чаду возможность видеть другую модель семьи или ввести в свою неполную недостающий элемент.
Для папы с дочерью таким спасением станет бабушка - женщина, которая полностью способна заменить девочке мать, ноне жену мужчине, конечно.
Нормальная модель восприятия семьи обеспечивается только при наличии примера такой семьи.
Если нет члена семьи, который смог бы заменить потерянного отца или мать, а привести мужчину/женщину в дом оставшийся родитель не может, то нужно обязательно давать ребёнку возможность встречаться с представителями недостающего пола.
Ими могут стать воспитатели, учителя, тренеры – тот достойный образец поведения, которому ребёнок захочет подражать.
Ещё вариант – приводить чадо в полноценную семью, которая для родителя является идеалом. Это может быть семья брата или сестры, лучшего друга или подруги.
Пусть малыш с детства знает, что его семья – не идеал, что она неполная, что есть другие варианты. И эти варианты понравятся ему намного больше чем то, что есть у него самого. Во всяком случае не возникнет стойкого ощущения, что в одиночку воспитывать ребенка - это норма.
Напротив, у ребёнка сформируется потребность в достижении цели – создания полноценной семьи, в которой у малыша есть мама, папа и две пары бабушек и дедушек.
Даже если их нет в живых, то о них принято говорить, вспоминать, показывать фотографии в домашнем альбоме и посещать холмики на кладбище.
Семейные ценности – это тот базис, на котором держится любое общество. И, если растрачивать их из года в год, из века в век, ломая принцип «ячейки общества» из-за самовлюбленности, эгоизма, комплексов и ложных идеалов, то до добра это не доведёт.
Если сломана ваша жизнь, не ломайте жизнь ребёнку. А ещё лучше – постройте себе новую!
Это будет лучшим примером для сына или дочки. Удачный второй брак родителя и появление братье-всестёр ещё никого не сделали менее счастливым. При условии, что «удачный» – это не пустая фраза, а истина, а любовь в доме на всех детей делится поровну.
Всем добра!
Ваш акмеолог, Рина Аьярская.