Найти в Дзене
О Москве нескучно

Какие новые трамвайные маршруты появятся в Москве в ближайшие годы

Оглавление

Где планируют строить новые линии? Правда ли, что на некоторых из них движение уже когда-то существовало? Все ли проекты поддержали люди, которые живут в окрестностях прокладки трамвайных рельсов? А также - когда примерно москвичи смогут прокатиться на этих маршрутах? И нужны ли вообще Москве новые трамвайные линии? Об этом и не только расскажу сегодня.

Возвращение трамвая

За прошедшие десятилетия жители Москвы уже, наверное, привыкли к постепенному исчезновению трамваев из некоторых частей города. Взамен часто расширяли проезжую часть и запускали автобусы. Последнюю новую трамвайную линию (то есть построенную с нуля) в столице открыли в 1982 году. Она вела в район Строгино. Несколько лет назад в городе наконец-то начали уделять этому виду транспорта больше внимания. Стали ремонтировать пути, стрелки (хотя до сих пор часто вагоновожатые всё равно выходят и переключают их вручную).

Также обновили подвижной состав почти на всех маршрутах на реально комфортные «Витязь-М» и заново запустили несколько закрытых до этого участков. Например, на Лесной улице и площади Тверской заставы в 2017 году. Я уже много рассказывал о прошлом столичного трамвая. У меня есть подборка, где вы можете прочитать о нём целых 16 статей. Но сегодня хотел бы поговорить о будущем этого вида транспорта. Оказывается, за прошедшие несколько лет московские власти выразили желание проложить парочку трамвайных линий. Какие-то из них можно назвать новыми. Другие - хорошо забытыми старыми.

Трамвай №7 на площади Тверской заставы в день открытия движения по ней 9 сентября 2017 года. Фото отсюда: https://transphoto.org
Трамвай №7 на площади Тверской заставы в день открытия движения по ней 9 сентября 2017 года. Фото отсюда: https://transphoto.org

В апреле 2021 года стало известно, что трамвайные рельсы точно появятся на улице Сергия Радонежского. Новости об этом вы могли встречать и раньше, но именно тогда проект окончательно утвердили. Пути соединят площадь Рогожской заставы и Большую Андроньевскую улицу. Это как раз тот случай, когда трамвай вернулся после долгого отсутствия. Надо сказать, что изначально здесь вообще ходила конка. Примерно с 1880-х. На исходе первого десятилетия 20 века она уступила место трамваю. Он просуществовал здесь до июня 1952 года. Рельсы сняли, чтобы расширить Тулинскую улицу. Так в советские времена именовался улица Сергия Радонежского. В честь одного из псевдонимов В.И. Ленина (Тулин).

В 1952-м трамваи перенесли на соседнюю Школьную улицу. Там они ходили вплоть до ликвидации движения в 1980 году. С тех пор трамваев на этом участке не было. Восстанавливать рельсы хотят вдоль нечётной стороны улицы Сергия Радонежского. Для этого придётся сократить количество автомобильных полос до четырёх. Зато появится возможность ездить от Курского вокзала до шоссе Энтузиастов новыми, для кого-то более удобными, маршрутами. К сожалению, о точных сроках реализации проекта, данных нет.

Грандиозные планы

Ещё одну трамвайную линию можно назвать новой. Её хотят прокладывать на востоке Москвы вдоль шоссе Энтузиастов: от 3-й Владимирской улицы в Ивановское, до улицы Сталеваров (уже почти около МКАД). В этой местности трамваи никогда не ходили. Как всё отразится на движении автомобилей, которое здесь итак напряжённое, сказать сложно. Однако для жителей окрестностей это, безусловно, хорошая новость. Они смогут добраться не только до метро «Новогиреево», но и, например, «Шоссе Энтузиастов». Последние новости об этом проекте датируются июнем 2023 года. но о точных сроках реализации пока нет информации.

История с линией из района Метрогородок до станции метро «Измайловская» через Монтажную и 3-ю Парковую улицы более туманная. Публичные слушания по инициативе провели ещё в конце 2021 года. Кстати, далеко не всем жителям окрестностей идея понравилась. Многие высказывались против - по их мнению, нужды в трамвае там нет. Да и шума вагонов под окнами (хоть он и намного меньше от »Витязей») никому не хочется. Исходя из протокола обсуждений, который датируется концом декабря 2021 года, проект в целом утвердили. Но про него уже давно ничего не было слышно, поэтому трудно сказать, на какой стадии реализации он находится.

Есть ещё проект строительства новой линии в Чертанове, который активно обсуждали в 2022 году. Рельсы должны соединить станцию МЦД-2 «Покровское» с метро «Пражская» через улицы Подольских Курсантов и Красного Маяка. Далее планируется продолжить трассу до существующих маршрутов на Чертановской улице.

Без проводов

Пожалуй, самой обсуждаемой стала новая линия от Комсомольской площади до метро «Чистые пруды» через проспект Академика Сахарова. Этот район исторически сохранил очень много маршрутов практически с начала запуска трамвайного движения более ста лет назад. Вагоны до сих пор ездят по Каланчёвской улице. А по Чистопрудному бульвару проходит единственная линия в пределах Садового кольца. В феврале 2023 года мэр Москвы написал у себя в социальных сетях, что проект новой трассы утвердили.

Интересно, что на пересечении с Садовым кольцом не планируют делать контактную сеть. Трамваи будут проезжать этот участок на заряде от аккумуляторов одновременно с потоком автомобилей. То есть порядок работы светофоров измениться вроде бы не должен. На Проспекте Академика Сахарова появится много зелени, что в принципе не помешало бы этой магистрали. Общая длина новой линии составит 1,6 км. Это позволит не пользоваться метро, чтобы доехать до Сретенского бульвара или Чистых прудов. А также можно будет устроить себе своеобразную экскурсию по центру Москвы, если запустят длинные маршруты через этот участок на юг столицы.

Теоретически после открытия нового участка, могут появиться сквозные маршруты. Например, из Метрогородка в Чертаново или от метро "Университет" в Новогиреево. Скрин видео со страницы мэра Москвы в ВК. Писали, что строительство могут завершить в конце 2023 или начале 2024 годов. Но пока там никаких работ не проводится.
Теоретически после открытия нового участка, могут появиться сквозные маршруты. Например, из Метрогородка в Чертаново или от метро "Университет" в Новогиреево. Скрин видео со страницы мэра Москвы в ВК. Писали, что строительство могут завершить в конце 2023 или начале 2024 годов. Но пока там никаких работ не проводится.

Такие вот планы по развитию Московского трамвая. Многие жители высказывали желание восстановить движение по улице Гиляровского до Рижского вокзала и Трифоновской. Но этого, похоже, в планах столичных властей пока нет. В любом случае, мне кажется, но расширение трамвайной сети это хорошо. А вы что думаете о новых линиях, нужно ли вообще продолжать развивать этот вид транспорта в Москве?

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!