Найти тему

Месть за неверность. Женская солидарность, прощай! Рецензия на книгу: Мария Корелли "Вендетта, или история всеми забытого"

Какая первая мысль проскакивает при прочтении названия книги? Если вы подумали, что это отсылка к фильму "V - значит вендетта", то глубоко ошибаетесь. Но не стоит заранее огорчаться, это произведение действительно может удивить.

Основной сюжет: Фабио Романи, молодой аристократ, проживает в Неаполе в родовом поместье с женой и маленькой дочкой. В Италии начинает бушевать холера, и по стечению случайных обстоятельств Фабио заболевает этой смертельной болезнью. Его хоронят в семейном склепе, но, как оказалось, заживо. Пережив чудовищную ночь, главный герой меняется во внешности до неузнаваемости: чëрные густые волосы стали седыми, лицо избороздили глубокие морщины, лишь глаза остались прежними и выдают его молодой неукротимый дух в теле старца. Выбравшись из заточения последнего пристанища, герой спешит к своей молодой красавице жене - обрадовать еë, что он жив, и узнаёт страшную правду - не прошли и сутки с его официально заключенной смерти, а жена уже в объятиях лучшего друга Фабио. Он принимает решение отомстить предателям, но планирует это сделать куда искуснее и изощрëннее, нежели просто убить.

Хотелось бы первым делом обратить внимание на автора. Мария Корелли - британская писательница, которая обожала Италию, поэтому взяла псевдоним с южными нотками, но не это меня поразило больше всего. Насколько мы привыкли, что у каждого из полов есть своя солидарность и это совершенно нормально, когда мужчины поддерживают мужчин, а женщины - женщин. Но что должно было произойти в жизни Марии Корелли, чтобы она написала настолько женоненавистнический роман. Буквально прямой речью она говорит, что все женщины изменяют, что у них нет прав, и они должны смиренно нести свою роль жены, в то время, как мужчины полигамны и вольны вести себя свободно без предрассудков и осуждений. Предлагает ввести кардинальные решения измен в виде порки неверных женщин.

Идея неверности женщин проскакивает в первой же встречи Фабио со старьëвщиком. Где продавец выражает своë мнение, что подобных женщин, как жену почившего молодого графа Романи - Нину, нужно избегать, и рассказывает собственную трагическую историю про измену. Возможно, именно рассказ старика в итоге и повлиял на серьëзное решение главного героя: "Идите и убейте еë!"

Аристократическое происхождение главного героя не могло позволить ему взять и просто напрямую задавить двух предателей, которые, казалось, были для него самыми близкими людьми. Фабио долгие месяцы вынашивает план своей мести, а его преображëнный внешний вид только играет ему на руку, ведь его никто не узнает. Мария Корелли действительно продумывала всë до мелочей. Не остаëтся ни единого вопроса, как у главного героя получается осуществить свою мстительную тактику. Описываются настолько сильные сцены расправы, которые проникают прямо в сердце читателя. При этом наш герой теряет самого себя, ибо жить одной низкой целью никогда не стоит, а жизнь ведь одна. Слишком сурово описаны обстоятельства, мне даже кажется, слегка гиперболизированы, но это только придаëт роману остроты, которая захватывает твоë внимание.

"Корень всех самых горьких бед человечества кроется в пагубной привычке оглядываться в прошлое или смотреть в будущее и никогда полноценно не жить сегодняшним днëм".

Помимо основной линии вендетты поднимаются и другие философско-нравственные темы. Мария Корелли рассуждает на вопрос кремации и классического захоронения, где выбор еë падает в прямолинейной форме на первый вариант. При чëм автор не скупа на слова, и готова выражаться в твëрдой манере, что в конечном итоге меня покорило. Писательница явно выступает за патриархальные устои. Называет главным пороком у женщин - золото и драгоценности, за которые можно купить внимание любой особы.

"Весь мир - раб его желтоватого блеска, и любовь женщины, этот скоропортящийся товар, всегда в его распоряжении".

Даже в этой цитате веет ненавистью к женскому полу.

По ходу развития сюжета Мария Корелли постоянно накидывает всë новые и новые темы для обсуждения. Автор рассуждает о способах демонстрации силы и как это отражается в человеческой агрессии.

"И всë же львиный способ вести борьбу куда благороднее, а снаряды, торпеды и другие современные средства ведения войны - не что иное, как свидетельство человеческой трусости и жестокости, равно как и дьявольской человеческой изобретательности".

Я выделил именно эти измышления, потому что они правда тронули мою душу. Но можно продолжать и дальше: тема родителей и детей, делëж наследства, дружба и любовь, даже великолепная отсылка к Тайной вечере - всë есть в этой книге. Возможно, каждый для себя отметит какие-то другие постулаты, но никогда не поверю, что такая трагическая история не вызовет никаких чувств и эмоций при чтении.

Спасибо за прочтение.

Литературного тебе вечера.