“Дюнкерк” (Dunkirk, 2017)
16+
IMDb 7,8 / 10
На выходных посмотрела фильм Кристофера Нолана “Дюнкерк”.
Кино про войну. Тяжелое. Без параллелей невозможно никак. У человеческой жизни, если ей не повезло со временем и местом рождения, нет цены. Не в смысле, что она бесценна. Это на потом – гуманистам и философам на переосмысление. А в смысле, что цена ей грош.
О чем фильм?
Дюнкерк – портовый французский город, где в конце мая 1940 года немцы заблокировали почти 400 000 (представляете какая цифра! ) английских военнослужащих на побережье. Лондон принял решение об эвакуации через Ла Манш своей армии. Но это не так-то просто сделать. Огромный пляж Дюнкерка, где собрались сотни тысяч солдат, представляет собой легкую мишень. Огонь немецкой артиллерии и авиации беспощадно уничтожает любую надежду на спасение. Кроме того, эвакуация осложняется еще тем, что большие суда не могут подойти близко к берегу, велика вероятность сесть на мель. Единственным и в то же время чудесным в сложившейся ситуации становится решение переправлять солдат на гражданских лодках, катерах, баржах и яхтах. Многие владельцы судов готовы не просто отдать свое имущество, но и самостоятельно перевозить солдат из Дюнкерка в Дувр (город и порт в Великобритании), подвергая свою жизнь смертельной опасности. За 10 дней англичане смогли вывезти около 340 000 солдат под прикрытием британских истребителей, смело атакующих врага в воздушном пространстве.
Именно этот эпизод Второй мировой войны берет за основу для своего фильма Кристофер Нолан. Историю эвакуации мы видим глазами нескольких героев, которые существуют в трех планах (или, правильнее сказать, стихиях) и оказываются непосредственными участниками этого беспощадного водоворота событий. Для того, чтобы выжить им надо будет соединиться в одной точке. Это практически невозможно без чуда, так как они изначально бегут, но как во сне, не сдвигаясь с точки старта. Непреодолимая сила обстоятельств играет с ними как с марионетками, испытывая на волю к жизни и предел моральных принципов. Спасая ближнего, при этом понимая, что секунда промедления практически равна твоей смерти, герои выстраивают “мостики” друг к другу, где судьба дает им всем еще один шанс. Но финал фильма открыт. Чудесное спасение это только передышка. Впереди битва за Британию, а свою удачу, возможно, герои уже израсходовали в Дюнкерке.
Как это сделано?
Кратко – охренительно :)
А если чуть подробнее:
📌 В фильме, как я уже писала выше, действие разворачивается параллельно в трех планах (стихиях). И у каждого плана своя временная рамка.
Земля – пляж Дюнкерка. Неделя.
С рядовым Томми (Финн Уайтхед) мы переживем одну неделю, наблюдая за его попытками выбраться из Дюнкерка.
Здесь минимальное количество диалогов. Герои понимают друг друга без слов. Можно ли тебе доверять? Кто ты? Протянешь ли ты мне руку помощи, когда я буду в ней нуждаться? Все ответы исключительно в глазах.
Чуть ли не единственный эпизод, где герои в кадре говорят, поднимает вопрос о сохранении человеком морального облика на войне. Возможно ли это вообще?
“Как с этим жить?” – задает вопрос Томми другим солдатам, когда ситуация критическая и надо ради спасения всех вышвырнуть из лодки французского солдата. Там, снаружи, его ждет верная смерть. Все это понимают.
“Выживание – дело грязно” – отвечают ему.
Но Томми до конца пройдет свой путь “чистым”. По мне, именно это и спасает ему жизнь.
Вода. Один день.
Мистер Доусон (Марк Райленс), пожилой британец, решает самостоятельно забрать с берега Дюнкерка столько солдат, сколько поместится в его небольшую яхту. Помогают ему его сын, молодой парень Питер (Томм Глинн-Карни), и его приятель Джордж (Барри Кеоган). По пути они встречают затонувшее британское судно и подбирают единственного выжившего солдата с этого судна (Киллиан Мёрфи), который находится в шоке.
Не раскрывая интриги, все-таки замечу, что именно Мистер Доусон и его яхта – точка, где сходятся все главные герои фильма. Он проводник, который своей отвагой и решимостью, вывезет из царства мертвых героев, дав им еще один шанс. Ну, и, конечно, Мистер Доусон и его помощники – это олицетворение гражданского подвига, без которого любая победа невозможна.
Воздух. Всего один час, самая динамичная линия фильма.
Три британских истребителя защищают воздушное пространство над Ла Маншем, давая возможность эвакуации солдат из Дюнкерка. Командир эскадрильи практически сразу гибнет, его истребитель подбил немецкий “Мессершмитт”. Фарриер (Том Харди) и Коллинз (Джек Лауден) остаются вдвоем, вступая в воздушных бой с немцами.
Поклонницам и поклонникам Тома Харди придется любоваться исключительно его глазами. Нолан тут безжалостен.
📌 Фильм снят так, что самого врага, немецких солдат, мы вообще ни разу не видим. Нет здесь и жестоких сцен сражений. Но каждую секунду фильма ты находишься в сумасшедшем напряжении. Его создают динамика сюжета и невероятная музыка Ханса Циммера.
📌 Яркое майское солнце, песчаный пляж, бирюзовая вода, курортный аккуратный городок, много цветущей свежей зелени – на таком фоне разворачивается сюжет фильма. И это лично у меня вызвало некий когнитивный диссонанс. В моем представлении война – это мрак, туман, серость, грязь. Но оказалось, что чем ярче и жизнеутверждающей краски вокруг, тем страшнее. И этот эффект очень удался Нолану.
Смотреть?
Обязательно !
Смотреть и комментарии после просмотра свои писать сюда. Обсудим :)