Найти тему
Memento mori

Братское кладбище, Валаам

На островах Валаамского архипелага в Ладожском озере раскинулся древний Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Довелось мне на прошлой неделе прогуляться по его дорожкам, итогом чего будет два рассказа про два монастырских некрополя, так непохожих друг на друга. И начну сегодня с Братского кладбища, его еще называют Старым Братским кладбищем (ибо оно уже закрыто, и есть кладбище новое).

Но сначала вкратце поведаю историю этого острова, думаю будет интересно. Точная дата поселения здесь монахов неизвестна, но в Х веке на Валааме они уже вроде как жили, и основателями общины считаются греческие иноки Сергий и Герман. Интересна легенда, что на заре нашей эры апостол Андрей Первозванный, странствуя с целью распространения христианского учения, посетил Валаам и воздвиг на нем каменный крест. А еще есть свидетельства, что в древние времена здесь находилось святилище бога Велеса.

Точная дата основания монастыря неизвестна: постоянные набеги врагов и разорение острова не способствовало сохранению летописей. То ли монастырь был основан уже в Х-XI веке, то ли — в XIV веке. В монастыре придерживаются первой датировки. Тем более что в новгородских летописях сохранилась информация, что из-за набегов шведов в 1163-1164 гг. мощи Сергия и Германа были перевезены в Великий Новгород, а когда опасность миновала — вернули на Валаам.

За последующие века монастырь еще не раз подвергалась нападениям. Или здания уничтожал пожар. Или обитателей косила эпидемия чумы. Но каждый раз, как Феникс, обитель возрождалась из праха.

Если говорить об истории последних 100 лет, то после революции обитель, как и все окрестные территории, вошла в состав Финляндии, которая начала наводить свои порядки, включая обязательство проводить службы на финском. Многие монахи тогда мигрировали в другие страны. Хотя не могу слишком уж винить финнов — на территории советского государства в это время священнослужителей расстреливали...

Во время советско-финской войны остров подвергался бомбардировкам, а 19 сентября 1944 года финны ушли с Валаама. И немногие оставшиеся монахи — тоже. С 1950 по 1984 гг. в бывших кельях действовал Дом инвалидов войны и труда.

Только в 1989 году монастырь вернули церкви, и 13 декабря 1989 на остров Валаам возвратились первые монахи. И начались трудные годы восстановления разрушенных зданий, запущенных ферм...

В наши дни на Валаам прибывают десятки тысяч паломников и туристов ежегодно, и здесь действительно есть на что полюбоваться. Но я посещала остров в будний день, и здесь было такое огромное количество людей... Представляю, что творится в выходные. Впрочем, стоит отойти от основных достопримечательностей, и остров будто приоткрывает вуаль, под которой скрывается умиротворение. Выглянуло солнце, и трава на цветущих полях ходила волнами, пели птицы, а в зарослях мышковал котик...

Но давайте перейдем к теме сегодняшнего рассказа.

Первое упоминание о Братском кладбище относится к 1751 году, когда оно появляется на схеме монастыря, составленной сержантом Кексгольмского гарнизонного полка Степаном Лехавым.

"План Валаамского монастыря" Степана Лехавого, 1751г.
"План Валаамского монастыря" Степана Лехавого, 1751г.

Скорее всего, более ранние захоронения проводились примерно на том же месте: в 1865 году случайно были обнаружены старинные могилы, все останки перезахоронили в одном месте.

Некрополь располагается за кельями монастыря и занимает совсем небольшую территорию. Невысокая ограда появилась здесь примерно в 1823-1830 гг. при игумене Ионафане, и была сложена из кирпичей местного производства (они изготовлялись монахами вручную).

А при игумене Дамаскине, в период которого монастырь достиг наивысочайшего расцвета, в 1871 году впервые был составлен подробный план кладбища. О Дамаскине мы поговорим в следующем рассказе про Валаам.

"В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря", Ф.А. Васильев, 1867г.
"В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря", Ф.А. Васильев, 1867г.

Кладбище предназначалось для захоронения монашеской братии, однако здесь также хоронили благотворителей, пожертвовавших средства на монастырь. Когда в 1889 году было открыто новое кладбище, захоронения здесь прекратили. Но в 1901 году возобновили, уже поверх старых могил XIX века. Последнее захоронение (схимонаха Евстафия) было произведено 12 января 1940г.

Сведений до 1789 года в архивах монастыря не сохранилось, но с 1789 по 1940гг. здесь были похоронены 934 человека. В военные годы некрополь был разорен. Игумен Харитон в октябре 1941 года писал: "Печальное зрелище представляет из себя братское кладбище, где все кресты на могилах уничтожены, большие кресты черного полированного гранита разбиты на мелкие куски. Братские могилы сравнены с землею. Особая злоба излита на кресты. Кому они так ненавистны? Ясно, что злому духу, а люди являются лишь жалкими орудиями этого духа".

После войны разорение продолжилось: могильные плиты вывозили для строительства дорог. Поэтому пусть вас не удивляет "новый" вид надгробий: практически все они восстановлены в последние годы, и реставрация пока еще продолжается. Поэтому несколько старых изломанных плит до сих пор здесь лежат.

Так как близилось время возвращения на катер, у меня было буквально 10 минут, чтобы пробежаться среди надгробий и что-то сфотографировать. Поэтому пропустила одно надгробие (впрочем, оно недавно было обновлено и ничем не выделяется среди прочих: плита и крест), но имя там неожиданное для этого места:

Схимонах Григорий
(1336-1371)
На этом месте погребен шведский король Магнус II Смек.

На старой надгробной плите, разломанной, как и прочие, было длинное описание легенды, согласно которой Магнус похоронен именно здесь. Приведу полностью старую эпитафию, т.к. на новой плите она есть, но сокращенная в несколько раз:

На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предало,
Магнуса, шведского короля
,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен,
В Швеции он в 1336 году рожден,
1360 году на престол был возведен,
Великую силу имел и оною ополчен,
Двоекратно на Россию воевал,
И о прекращении войны клятву давал,
Но, преступив клятву, паки вооружился,
Тогда в свирепых волнах погрузился
В Ладожском озере войско его осталось,
И вооруженного флота знаков не оказалось.
Сам он на корабельной доске носился,
Три дня и три ночи Богом хранился,
От потопления был избавлен,
Волнами к берегу сего монастыря управлен,
Иноками взят и в монастырь внесен,
Православным крещением просвящен;
Потом вместо царской диадимы
Облачен в монахи, удостоился схимы,
Прожив три дня, здесь скончался,
Быв в короне и схимою увенчался.

На самом деле точно неизвестно, похоронен ли Магнус именно здесь, возможно это всего лишь красивая легенда. По новгородским хроникам король умер на Валааме, по шведским — потонул где-то под Бергеном (так что в Швеции нет его могилы).

Крест, установленный при игумене Ионафане в 1882г. (восстановлен?)
Крест, установленный при игумене Ионафане в 1882г. (восстановлен?)

На этом я рассказ заканчиваю.

Слишком мало информации о тех простых людях, которые похоронены здесь. Хотя краткие эпитафии говорят нам о неустанном труде, и уже благодаря этому каждое из этих имен стоит помнить. Ведь здесь, на Валааме, среди суровой природы, среди самого большого озера Европы (и второго по величине в России, после Байкала), жизнь в неге и довольствии никогда не была возможна.

Спасибо за внимание и до встречи в выходные, напишу о прекрасном лесном некрополе Валаама — Игуменском кладбище.