Не успел я вернуться из поездки на Алтай, оттуда донеслись тревожные вести. Вот что сообщает Е1:
"Туристы из Екатеринбурга пострадали во время экскурсии на Каракольские озера в Республике Алтай. Грузовик ГАЗ, в котором они ехали, перевернулся по дороге к озерам, сообщает республиканское управление МЧС...
...По состоянию на 14:00 по прибытии на место происшествия установлено, что в машине находились 17 человек: группа туристов из Екатеринбурга в количестве 16 человек, из них 6 детей, и 1 водитель. Пострадали 11 человек, из них 6 детей, 1 человек погиб (взрослый), — сообщили в пресс-службе МЧС Республики Алтай".
В лучших традициях отечественной журналистики после прочтения статьи возникает множество вопросов, на которые нет ответов.
Почему, например, говорят о труднодоступной местности, где ездит только шишка, и волки по большому ходить боятся, а на фото рядом с местом происшествия стоит Скорая помощь?
Причин происшествия никто не называет (они, очевидно, ещё неизвестны), зато уже все друг на друга валят ответственность - республиканское МЧС говорит о том, что группа была не зарегистрирована (а запись в журнальчике, как известно, даёт +300 к устойчивости к переворотам), турфирма "Алтай Вояж", организовавшая поездку, а значит, взявшая за неё деньги, вообще выдала прекрасное (цитата):
"— Пострадавшим будет оказана помощь. С ними был гид-организатор, который организовывал этот тур и привез этих людей, он за всё это отвечает. Мы в свою очередь предоставляли только транспорт. На связь с ним мы пока выйти не можем, так как он недоступен, — сообщила НГС сотрудница турфирмы.".
Круто - мы типа транспорт только в аренду сдали. А виноват гид, и мы вообще не с ним.
А вдруг окажется, что причина - отказ техники, тогда что придумаете?
Непродолжительный интернет-серфинг нашел похожие случаи, в которых в том числе, упоминается уже известный нам "Алтай вояж":
Сообщение от 12 августа 2022 года:
14 июля 2023 года на том же маршруте в селе Элекмонар перевернулся ГАЗ 66, пострадало 7 человек.
И хотя в этом случае "Алтай Вояж" не упоминается, сотрудники компании не могли не знать о происшествии. Но выводы, видимо, сделаны не были - и буквально через 10 дней аналогичный случай, но уже с погибшим.
Ради интереса зашел на сайт "Алтай Вояж".
Сайт неплохой, красивый, информативный. Оказалось, что "Турфирма "Алтай Вояж" - это ИП Сизых Ю.Л.
Отгоняя ассоциации с "Зимней вишней", которое тоже оказалось ИП и хватитькошмаритьмикробизнес, продолжил изучение сайта. В подвале которого было указано, что "Алтай Вояж" - это уже не один грустненький ИП, а целое объединение туроператоров.
Нашлось и объявление о турах на Каракольские озера.
Ну, 8600 с носа - это по алтайским меркам недорого. Читать про "специально подготовленный автомобиль" даже не хочется, потому что вся подготовка - не про безопасность, а про покос баблишка и установку максимально возможного количества скамеек в кузов.
А вот еще на сайте написано, что там есть некая "наша команда" гидов и сплавщиков. А в интервью выше представитель турфирмы от гидов открестился - типа, они сами по себе. Непонятненько.
Конечно, что такое "Алтай Вояж" на самом деле, чей был автомобиль, кто сидел за рулем, и кто оказывал услуги, не отвечающие требованиям безопасности, теперь будет разбираться следствие. Очень хотелось бы, чтобы оно было объективным и беспристрастным.
Да, скорее всего в этот раз тихо съехать не получится и почти всех причастных размотают до самого седалища, как это было с "Зимней вишней". Жаль только, что эти махания шашкой происходят постфактум.
Было бы здорово, если бы заодно подняли и сделали достоянием результаты расследования аналогичного случая от 12 августа 2022 года - очень интересно, чем закончилось то расследование. Потому что судя по рецидиву, оно закончилось как-то неубедительно для отдельно взятых лиц, продолживших свой нелегкий бизнес. А раз так, то хотелось бы узнать, какие выводы и решения приняты в отношении уже тех, кто это расследование вел.
А еще было бы хорошо, если бы следствие заинтересовал о том, законно ли грузовой автомобиль был переоборудован в автобус. Не был ли нарисован Протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию (если такой вообще был), кто проводил экспертизу (если проводил) - у шишек вообще проблемы с переворотами из-за высокого центра тяжести, а тут еще в кузов наставили высоких табуреток, на которых люди должны сидеть.
А то джиперов за силовики вы теребените, а недобросовестные лаборатории - да и бог с ними. А в результате грузовик, переделанный в автобус для перевозки аж 17 человек - преспокойненько стоит на учете и никого не интересует, что подтверждается наличием на нем государственных регистрационных знаков, и даже совершает регулярные перевозки пассажиров (этот вид деятельности вообще подлежит отдельному лицензированию).
Как за дорогами следит ГИБДД? Не хочет ли оно провести пару рейдов от мест формирования этих "неорганизованных туристических групп", благо, адрес их формирования прямо указан на сайте, и его даже не надо искать? Только шайтанваген с людьми выехал за ворота - так его сразу нахлобучивает доблестный патруль с люстрами - документов-то на перевозку явно нет никаких.
ПДД РФ, 22. Перевозка людей
"22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "C" или подкатегории "C1" в течение 3 и более лет.
В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1", в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории "D".
...
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается".
Будут ли организованы массовые проверки других операторов "туристических продуктов" таких как "сплавы по Катуни", "Джип-туры в горы", "Домашнее вино", " Поход с гидом на Эльбрус ", рекламой которых густо увешаны и уставлены все дороги в Горном Алтае, или все как обычно закончится показательным выдавливанием прыщей вместо лечения печени?
Я бы вот еще до кучи проверил "Пионер Алтая" - катались на нем по Телецкому озеру, он шел с заметным креном на левый борт. Так быть точно не должно. Хотя, уверен, в комменты набегут любители Алтая, воины-речники и прочие эксперты и расскажут, что именно так как раз быть и должно, а я просто не шарю. Средства самоспасения (жилеты) там я нашел только в первом салоне, и они были закрыты оргстеклом и заставлены лавками - при необходимости быстро их оттуда не достать.
Но пост про поездку на этом теплоходе я опубликую позже, а пока самый интересный вопрос - а что будет с теми, кто должен профилактировать и своевременно выявлять горе-предпринимателей и не допускать подобных трагических происшествий? Будет ли дана правовая оценка результатов их труда? Потому что хотя бы тот факт, что по каким-то непонятным горам ездит грузовик, переделанный в автобус, и перевозит людей по маршрутам, находящимся явно в ненормативном состоянии, и никому до этого нет дела, говорит о том, что есть, есть еще резервы для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на Руси.
Так что, как я и говорил, вопросов больше, чем ответов. И пока мы их ждем, единственное, что в наших силах - помочь себе самим.
1. Не лезть на старые грузовики ну или хотя бы не тащить туда детей.
2. Сообщать о фактах нарушений в компетентные органы и добиваться проведения проверок. Если будет интересно - могу как-нибудь рассказать о своем безуспешном опыте - однажды меня заправили паленкой на заправке, и я обратился в Росстандарт, чтобы они проверили качество топлива. Ничего из этой затеи, забегая вперед, не вышло.
Это реклама курортов Краснодарского края.
Поддержать мой блог можно здесь: https://boosty.to/grosstractor
Или здесь: https://yoomoney.ru/to/410011274680307
А еще можно просто подписаться и поставить лайк)
Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor
Ютуб: https://www.youtube.com/user/GrosstractorTV
Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/