Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Ненависть и вражда. Суд в Ростове-на-Дону оставил бойцов «Айдара»* в СИЗО

   Ненависть и вражда.
Ненависть и вражда.

В России идет уже второй массовый суд над военными Украины. В мае начался процесс над 24 участниками «Азова»*. Теперь очередь «айдаровцев»* — таких же карателей в отношении мирного населения Донбасса. Чем процесс запомнился — рассказывает aif.ru.

«Айдаровцам»*, как и «азовцам»*, вменяются статьи УК ДНР — «насильственный захват власти и изменение конституционного строя ДНР», «участие в деятельности террористической организации». Судья сообщил, что статьи переквалифицируют под УК РФ.

Из материалов уголовного дела, с которыми ознакомился aif.ru, следует, что все подсудимые добровольно вступили в «Айдар»* «по мотивам ненависти и вражды в отношении жителей ДНР, ЛНР и РФ», а также «из корыстных побуждений и финансовой выгоды».

Большинство обвиняемых подписали контракты с группировкой с 2020 по 2021 год.

Вернулись домой после командировки в «Айдаре»*

В прозрачной кабине для подсудимых находятся 18 человек, среди них две женщины. В зал суда доставили всех по списку.

Мужчины все подстрижены под ноль, кроме Евгения Пятигорца, который «косит» под гражданского — он работал сварщиком в Волновахе (ДНР).

   Пятигорец Евгений - в центре. Фото:  АиФ/ Виталий Колбасин
Пятигорец Евгений - в центре. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Большинство подсудимых пленили союзные войска в первые месяцы специальной военной организации (СВО) — феврале-марте 2022 года, освобождая город Волноваха (ДНР).

Украинцы — мотивированные бойцы из элитных войск (так они считали), служившие на передовой солдатами-штурмовиками и гранатометчиками. Среди них есть как действующие военнослужащие на момент пленения, так и взятые под арест после освобождения ДНР.

Еще двое гражданских (как они утверждали на суде) — это Дмитрий Федченко, работал слесарем в локомотивном депо города Волноваха и Виталий Крохалев, работал мойщиком автомобилей в Киеве.

По материалам дела, они в разные годы состояли на контракте в полку «Айдар»*, но вернулись домой к маме и семьям. Наверное, думали, что про их предательство и преступления забыли. В Донбассе подозреваемые родились и отсюда ушли служить в террористическую организацию против своих земляков.

   Фото:  АиФ/ Виталий Колбасин
Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Судья знакомится с каждым подозреваемым, на его столе 30 томов уголовного дела. По периметру дежурят два автоматчика, чего не бывает на других слушаниях.

Третьего допрашиваемого судья неожиданно поправляет: «Мы здесь не на плацу находимся!» Таким образом должностное лицо отреагировало на ответы-крики подозреваемых: «Так точно!»

Женщины — медики «Айдара»*

Если в «Азове»* судят девять женщин-поваров группировки, то здесь — двух медиков-дам.

56-летняя Лилия Прутян представилась боевым медиком.

«Я плохо слышу, у меня хроническое заболевание, — обратилась старший солдат к судье. — У меня есть слуховой аппарат, но нет батареек к нему!»

   Лилия Прутян. Фото:  АиФ/ Виталий Колбасин
Лилия Прутян. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Теперь понятно, почему она в клетке сидела с отстраненным лицом и смотрела все время в одну точку. До процесса «парамедик» мало общалась с адвокатом (все защитники назначены государством).

27-летняя Марина Мищенко представилась солдатом санитарной службы. Она запомнилась тем, что на руке у нее татуировка.

Как следует из материалов дела, они оказывали медицинскую помощь 24-му отдельному штурмовому батальону «Айдар»*, тем самым поддерживали боеспособность подразделения и его боевую готовность.

   Мищенко Марина. Фото:  АиФ/ Виталий Колбасин
Мищенко Марина. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Выживший под обстрелом

Среди всей этой лысой своры единственным в наручниках был Александр Таранец, родом из Закарпатской области.

«Значит — на то есть основания!» — ответил на мое наблюдение судебный пристав.

   Таранец Александ в наручниках (слева). Фото:  АиФ/ Виталий Колбасин
Таранец Александ в наручниках (слева). Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Подсудимые уже больше года содержатся под стражей, поэтому с некоторыми из них российские военкоры успели пообщаться еще в СИЗО Донецка.

Лейтенант, помощник начальника штаба разведки Тарас Радченко, по данным следствия, участвовал в управлении боевыми действиями в селах Старогнатьевка и Гранитном (ДНР). В интервью российскому СМИ украинский лейтенант сообщил, что он в чистом поле единственный выжил под обстрелом российской армии, когда его взяли в плен. По его словам, командование Вооружённых сил Украины бросило своих бойцов на произвол судьбы.

Герой видео

Старший сержант Игорь Гайоха в нацбатальоне служил восемь лет, с августа 2014 года. Он принимал активное участие в боевых действиях в Донбассе против Народной милиции и мирного населения. Прославился тем, что в соцсетях постил свои фотографии с портретами националистов и выкладывал видео тренировок боевиков и обстрелов позиций ополченцев.

Сейчас многие раскаиваются в содеянном перед жителями ДНР и осуждают действия Киева, они на допросе признались, что подписали контракт с нацбатальоном из-за денег.

Судья продлил стражу подсудимым в СИЗО Ростова-на-Дону до 13 ноября, следующее заседание состоится во вторник, 15 августа.

В июне 2023 года Военный окружной суд в Ростове-на-Дону уже приговорил бойца украинского батальона «Айдар»* россиянина Дениса Мурыгу к 16 годам колонии строгого режима за участие в незаконном вооруженном формировании.

* организация признана в России экстремистской и запрещена.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ