В 2011 году на "Уралвагонзаводе" было прекращено производство основных танков Т-90А ( "Объект 188А1") .Одновременно предприятие получило заказ на проведение капитального ремонта с элементами модернизации танков Т-72Б/Б1 из наличия Вооруженных Сил РФ . Модернизация включала в себя следующие мероприятия:
-комплекс вооружения с модернизированной 125мм пушкой 2А46М5 , доработанным автоматом заряжания, позволяющим загружать выстрелы с БОПС "Свинец-1,2";
-автоматизированная СУО с многоканальным прицелом наводчика ПНМ "Сосна У", цифровым автоматом сопровождения цели; дублирующим прицельным комплексом 1А40-4; системой "Дубль", позволяющей командиру танка вести огонь из пушки и спаренного пулемета через основной прицел наводчика; СТВ 2Э42-4; танковый баллистический вычислитель с датчиками входной информации;
-комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс";
- средства связи на основе радиостанции Р-168-25У и ТПУ АВСК-Б.
В остальном танк был примерно аналогичен танкам Т-72Б, "откапиталенным " на заводе в период с 1999 по 2002 год. С целью экономии было сохранено МТО с дизелем В-84-1 ( илиВ-84МС) мощностью 840 л.с.
Танк в обязательном порядке оснащался комплектом ВДЗ "Контакт V". В связи с установкой нового прицела с тепловизионным ночным каналом , на башне был демонтирован ИК-излучатель Л-4А, в результате в лобовой проекции башня получила обширную ослабленную зону. На серийных Т-72Б3 , принятых на вооружение год спустя на месте излучателя был установлен штатный блок ВДЗ, однако ,машины 2011 года, уже эксплуатировавшиеся в войсках доработкам не подвергались ( по крайней мере, по состоянию на 2017...2018гг) .
К 2012 году программа модернизации была скорректирована и 19 октября 2012 года танк под обозначением Т-72Б3 приказом министра обороны РФ был принят на вооружение. Основными отличиями являлись установка дополнительного блока ДЗ справа от пушки ( в зоне размещения ИК-прожектора) , демонтаж надбоя и, частично, подбоя, поскольку требования к кратностям ослабления проникающей радиации были снижены. Ходовая часть унифицирована с танками Т-72БА, Т-90А/C.При этом сохранено МТО с дизелем В-84.
ДЗ "Контакт V" также была сохранена. Следует отметить что на модернизацию шли танки Т-72Б/Б1 самых разных годов выпуска , имевшие соответственно, разную конструкцию и уровень защищенности ВЛД корпуса и скул башни. После модернизации все танки имели одинаковый облик, но по уровню защищенности различались весьма существенно. В начале 2000-х "Уралвагонзавод" старался доводить до уровня Т-72БА по возможности Т-72Б как можно более позднего выпуска. Минобороны и ГАБТУ даже подготовило резерв по танковым башням выпуска не ранее 1989 года. Основной целью программы , видимо, было прогнать через капиталку и модернизацию как можно большее количество строевых машин , по возможности, в сжатые сроки. К 2017 году было модернизировано , по некоторым данным, порядка 600 единиц, т.е. задача формально была выполнена. При этом основной упор делался на модернизацию комплекса вооружения и СУО, как наиболее приоритетных и затратных в финансовом отношении. Задача повышения защищенности и подвижности в мирных условиях (на тот период) была, видимо , признана второстепенной и ее отложили на будущее... Впрочем, решать эту задачу пришлось достаточно скоро.