Букеты цветов, мороженое, свежая еда — все эти категории есть в доставке, однако прежде чем они окажутся у вас, товары проделывают не самый близкий путь. Для этих целей используют особый вид спецтехники – изотермический фургон. Звучит просто, но на практике в этом вопросе следует тщательно разобраться перед тем, как выбрать именно тот вид транспортного средства, который наилучшим образом подойдет для решения конкретной задачи. Проще всего это сделать на примере изотермических фургонов ГАЗ: в Нижнем Новгороде собирается наиболее широкая из ныне представленных в России линеек коммерческого транспорта. Найдется и «термос» под любые цели.
По традиции начнем с теории. Изотермические фургоны предназначены для перевозки охлажденных скоропортящихся продуктов питания и других товаров, требующих поддержания особого температурного режима. При комплектовании холодильно-обогревательной установкой изотермический фургон превращается в рефрижератор, пригодный для перевозки замороженных продуктов, а в зимнее время – для перевозки грузов, требующих защиты от холода. В отличие от промтоварных фургонов изотермические кузова в обязательном порядке имеют термоизоляцию пола, стенок и потолка. Для обеспечения температурного режима в качестве теплоизолятора в стародавние времена применялся такой материал, как альфоль: он представлял собой гофрокартон с приклеенной к гребням складок алюминиевой фольгой. Ни хорошими термоизоляционными свойствами, ни долговечностью этот материал не отличался, так как впитывал воду. Поэтому с конца 1950-х в советских автофургонах начали внедряться новейшие вспененные материалы – мипора и стиропор. Не слышали о таких? На самом деле, вы прекрасно знаете эти материалы как пеноизол и пенопласт. В самых дешевых «изотермах» привычный пенопласт может применяться и сегодня, однако наиболее массовыми сейчас являются более совершенные термоизоляторы - экструдированный пенополистирол (ЭППС) и вспененный пенополиуретан (ВППУ).
Изотермические кузова могут иметь как каркасно-панельную конструкцию, так и бескаркасную из сэндвич-панелей. У первых несущий каркас стен, крыши и основания выполняется из стали и для надежной защиты от коррозии подвергается катафорезному грунтованию и последующей окраске эмалью горячей сушки. Наружная обшивка выполняется из плакированного металла, внутренняя – из оцинкованной стали. Соединение листов внутренней обшивки «в замок» исключает задиры и деформацию листов в процессе эксплуатации. Для дополнительной герметизации и локализации доступа воздуха при закладке пенополистирола в зазорах и по углам панелей используется пенополиуретановая заливка.
Фургоны, собранные из сэндвич-панелей, обеспечивают полную изоляцию от погоды на улице и меньший коэффициент теплопередачи. Именно их обычно выбирают для работы в паре с холодильно-нагревательными установками. В качестве термоизолятора применяется экструдированный пенополистирол. Герметизация стыковых швов надежно осуществляется полиуретановыми клеями и силиконовыми герметиками. Панели склеиваются в вакуумном прессе, наружная обшивка может выполняться из плакированного металла или пластика, внутренняя – из оцинкованной стали или пластика. Фургоны с пластиковыми стенками самые дорогие – это кузова высокой ценовой категории, но они и прослужат дольше.
Уплотнители задних ворот – специальный трехкомпонентный профиль с тремя видами резины. Основа – термоэластопласт, который не теряет свои свойства на морозе. Фрикционные накладки на лепестки выполнены из полипропилена для скольжения на морозе и впаяны в профиль. Внутри армирующий слой, который позволяет полипропилену плотно приклеиваться к двери. Все углы вулканизированы. Это красивая, долговечная, износостойкая, эстетичная рамка.
Далее предстоит определиться с формфактором - размер. Для малых объемов и обеспечения нескольких частных магазинов лучшим вариантом станет изотермический фургон на базе «ГАЗель NEXT» - удобный и маневренный грузовик, который теперь оснащается новым двигателем G-серии, он мощнее, экономичнее, комфортнее и дешевле в обслуживании. Более того, есть и бензиновая версия с заводским газовым оборудованием: «голубое топливо» все чаще становится наиболее привлекательным решением для российских водителей, ведь в отличие от бензина и солярки оно только дешевеет.
Самый универсальный вариант, позволяющий перекрыть львиную долю потребностей в перевозке, – это новый «Валдай 8». Автомобиль получил новый мотор и серьезные доработки по части комфорта водительского места. Однако самая важная обновка – увеличенная грузоподъемность. Новые грузовики способны «брать на борт» сразу на 840 кг груза больше, чем предшественник. А это уже совсем другие возможности! В тандеме с радиусом поворота в 6,2 метра, удобной в городской толкотне бескапотной компоновкой, экономичностью и ремонтопригодностью - среднетоннажный «Валдай» очень скоро станет фундаментальным транспортным решением для многих отечественных перевозчиков. Да чего греха таить, уже становится: машины раскупаются еще на конвейере, а запланированные объемы производства приходится корректировать в сторону увеличения. Тот редкий случай, когда предложение родило спрос, а не наоборот.
Самый масштабный вариант газовской «изотермы» – «ГАЗон NEXT». В своей самой тяжелой модификации такой фургон способен поднимать и везти до пяти тонн груза, обладая широким спектром комплектаций и вариаций. От городской версии до полноприводной (на шасси «Садко NEXT»), которая ведет свою родословную от ГАЗ-66. Есть из чего выбрать, и это чрезвычайно важно. Особенно сегодня. У каждого предложения есть свои сильные стороны, а определить для себя приоритеты – дело каждого предпринимателя. Личное дело. И советы тут неуместны, в отличие от калькулятора.