Найти в Дзене
ПсковГУ

Министр просвещения РСФСР родом с псковского истфака

Оглавление

Кандидат исторических наук, профессор Московского государственного педагогического университета, автор более ста работ по проблемам образования, в 1980-е - министр просвещения РСФСР, расширивший демократизм в школе. Все это - о Георгии Петровиче Веселове, нашем земляке и выпускнике истфака Псковского государственного пединститута (ныне ПсковГУ).

Чем запомнились ему студенческие годы в Пскове и каким был его профессиональный путь - рассказываем!

Глубина знаний

Георгий Петрович Веселов родился в 1929 году в селе Дымово Порховского района. Закончив школу, в 1949-м поступил в Псковский государственный педагогический институт на исторический факультет. В те годы вуз размещался в здании бывшей семинарии по улице Советской. Численность выпускников возрастала из года в год. По воспоминаниям Георгия Петровича, среди студентов почти 90% было девушек, и только 10% юношей. Среди последних около четверти были участниками Великой Отечественной войны.

«Учились все студенты старательно, большинство активно участвовало в работе общественных организаций, - рассказывал Георгий Веселов. Комсомольскую организацию института возглавлял фронтовик Павел Кузин, студент литературного факультета, затем его сменил Владимир Сусленников. Профсоюзную организацию продолжительное время студенты и преподаватели доверяли возглавлять мне. Наши обязанности в основном сводились к созданию нормальных жилищно-бытовых условий для студентов в общежитиях, организации досуга, физкультурно-оздоровительной деятельности. Сотни студентов за время учебы побывали в домах отдыха в санаториях страны за счет профсоюза учителей. Волейбольные мужские и женские команды, пловцы и лыжники неоднократно занимали призовые места в областных соревнованиях, участники художественной самодеятельности многократно выступали перед псковичами с концертами».

Как вспоминал Георгий Петрович, близость Пскова к Ленинграду позволяла руководителям вуза приглашать профессоров для чтения лекций из Ленинградского университета и пединститута имени Герцена, что способствовало лучшей подготовке студентов.

«Изумлял глубиной знаний по истории средних веков Генрих Маркович Дейч, который впоследствии издал немало научных статей и книг о В. И. Ленине, изучал положение крестьян Псковщины в XIX веке. Но особенно запомнился его метод приема зачетов и экзаменов, - рассказывал Георгий Веселов. - Во время подготовки студента по билету перед ответом он никогда не обращал внимания на то, какими источниками (легальными и нелегальными) пользуется будущий отвечающий. Скажем прямо, некоторые студенты заготавливали ответы на все вопросы по соответствующему курсу истории. Генрих Маркович, видимо, хорошо знал о бытовавшей практике, а потому, только отвечавший начинал рассказывать по первому вопросу, затем по второму, он мигом говорил «достаточно» и осыпал множеством мелких вопросов по всему предмету. В результате пользоваться скрытыми шпаргалками было просто невозможно. Таким образом он давал нам наглядный урок проверки знаний у обучающегося».

Стать педагогом

-2

Педпрактику будущий министр просвещения РСФСР проходил в псковской школе № 1. В своих воспоминаниях, опубликованных в альманахе «Псков» в 2007 году, он делится историей о том, как в отсутствие заболевшего учителя-предметника ему, студенту, пришлось вести занятие у четырех девятых классов.

А еще с благодарностью рассказывает о декане физико-математического факультета Якова Николаевича Першица - за умные и дружеские рекомендации по многогранной проблеме подготовки к учительской работе. «Он говорил, что вуз дает основы научных знаний по соответствующей специальности, а мы должны самостоятельно углублять профессиональную подготовку, и только тогда будет интересно работать с детьми, которые зададут учителю очень много вопросов «Почему?» - объяснял Георгий Петрович. - И помните, говорил он, что авторитет учителя в школе зависит прежде всего от его научно-педагогической подготовки, способности увлечь и организовать детей».

В марте 1953 года, еще до окончания вуза, Георгия Веселова, как и других будущих выпускников, пригласили в комиссию по распределению для назначения на работу по заявкам школ Псковской области и Прибалтики. В связи с тем, что до поступления в институт он уже работал учителем в Дымовской начальной школе, ему предложили должность директора Черехинской средней школы Псковского района. Но начать учебный год в этой

школе Георгию Петровичу не довелось, так как его избрали первым секретарем Псковского горкома ВЛКСМ.

«Вначале я очень переживал из-за такого крутого поворота в своей жизни, ибо мечтал только об учительской деятельности, но потом убедился, что и на этом поприще предстоит серьезная воспитательная и организационная работа с учащейся и работающей молодежью, - признавался выпускник псковского истфака. - Вселяло уверенность и то, что профессорско-преподавательский коллектив института дал нам хорошую научно-педагогическую подготовку для работы не только в школе, но и в общественных организациях».

По карьерной лестнице

В 50-70-е годы Георгий Веселов проявил себя активным и инициативным специалистом в области общественно-политической работы. В 1961 году он стал вторым секретарем Псковского горкома КПСС. В 1963-м он поступил на учебу в Академию общественных наук при ЦК КПСС, после окончания которой в 1966 году работал редактором газеты «Псковская правда», секретарем Псковского обкома КПСС.

В 1971 году Георгий Петрович был назначен заместителем министра просвещения РСФСР, а с 1981-го занял должность министра просвещения РСФСР, являясь одновременно главным редактором журнала «Народное образование». В его активе - два ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов, более 80 работ по проблемам образования. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 10-го и 11-го созывов, был делегатом XXVI и XXVII съездов КПСС.

Как свидетельствуют современники Георгия Веселова, он был практически последним министром просвещения Российской Федерации в бывшем Советском Союзе. На его долю выпала волна преобразований, которая началась с вступления в силу закона «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» с усилением в программе трудового воспитания. На школу вновь возложили функции разносторонней профессиональной подготовки учащихся на уровне средних профессионально-технических училищ. Для решения этой непростой задачи в средней школе вновь был осуществлён переход на 11-летний курс обучения. Детей в школе предполагалось начинать обучать с шестилетнего возраста.

Одновременно в эти годы был расширен демократизм в школах, предоставлено больше прав руководителям органов образования. Введены новые программы по специализации школ с учётом интересов учащихся. В 1990 году были введены 14 дифференцированных (вариативных) школьных учебных программ, позволяющих школе самоопределиться и чувствовать себя свободнее.

Георгий Веселов активно поддерживал опыт школ-комплексов (УВК – учебно-воспитательные комплексы). При нём успешно работала программа «Сельская школа». Уделялось большое внимание педагогическому образованию, системе повышения квалификации учителей. Министр понимал важность эстетического развития школьников, дав жизнь инновационным идеям Кабалевского и Неменского. За реформаторские годы, когда министерство возглавлял Г. П. Веселов, десятки малых народов получили возможность обучать детей на родном языке или изучать родной язык как предмет.

Осознание необходимости кардинальных перемен в системе образования привело к настоящему всплеску педагогической инициативы и новаторства: так, в стране открываются гимназии, лицеи, колледжи, получившие право на инновации и привлечение к организации учебного процесса преподавателей высшей школы), формируются центры гуманной педагогики, предпринимаются попытки переосмыслить и осуществить внешкольное образование и воспитание. Много сил Георгий Петрович отдал математическому образованию. В поле его зрения всегда находились педобразование, система повышения квалификации учителей.

-3

Георгий Веселов отдал педагогическому делу более 50 лет своей жизни. На протяжении всего этого времени он преданно служил школе и делился своим опытом с молодым поколением, являясь профессором Московского педагогического государственного университета.