В начале работы с глухими и слабослышащими я не знала многих тонкостей. Сначала не понимала, как они общаются между собой, умеют ли они говорить. Оказывается, они и вовсе не немые. Я искренне думала, что раз глухим сложно получать информацию, то они видимо не так развиваются, отстают от слышащих.
Многие люди до сих пор считают, что глухие безграмотные. Что они не умеют писать, читать и даже понимать русский язык. Всё это является не больше, чем стереотипами, которые быстро развеиваются специалистами по работе с людьми с ограниченными возможностями.
Если посмотреть ещё глубже, то можно убедиться, что глухие практически не уступают слышащим в развитии, несмотря на все свои трудности.
Давайте попробуем разобраться вместе. Пройдём весь этап становления личности и ответим на главный вопрос: отстают ли глухие в развитии и образовании? Спойлер: вы точно удивитесь.
🔸 Всё как у слышащих
Глухие и слышащие дети проходят одинаковые этапы развития, только совершенно разными путями. Давайте разберем на примере понимания речи.
Слышащий:
1. Старается слышать звуки
2. Вычленяет слова из потока речи
3. Пытается запомнить слова
4. Учится грамотно говорить в процессе обучения
Глухой:
1. Старается запомнить, как пишется слово
2. Быстрее запоминает написание букв
3. Пытается правильно писать
4. Испытывает сложности с пониманием произношения
Произносительная сторона речи находится в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому ее формирование оказывается наиболее трудным делом. Кроме того, речевое общение глухих остается ограниченным даже при наилучшей организации обучения, — Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 1. Основы сурдопедагогики
🔸 Глухой — не значит неразвитый
Несмотря на сложности в восприятии устной речи, глухие не отстают от слышащих в мышлении. Педагог Джавгарат Рамазанова проводит с глухими детьми практичесеки каждый день. Она поделилась с нами тем, как социализируются особенные дети:
Глухие дети такие же активные. Кто-то реализует себя в спорте, кто-то увлекается компьютерными играми, кто-то шитьем. Раньше я часто замечала, что в обществе слышащих людей, глухие дети как-то скованно себя чувствуют. Сейчас же я этого практически не наблюдаю. Дети социализированны, спокойно могут что-то спросить, попросить о помощи и ничуть не стесняются, это очень радует.
По словам авторов учебного пособия, уже в дошкольном возрасте глухие дети замещают устную речь жестовой. Всё начинается с дактиля (простая форма общения жестами), а после перетекает в русский жестовый язык.
Это важный этап становления личности, который просто необходимо проходить для дальнейшего развития. Об этом мы поговорили с преподавательницей РЖЯ и сурдоолимпийской чемпионкой по плаванию Екатериной Савченко:
Вся педагогика с советских времен до сих пор всегда обосновывается на реабилитации потери слуха. Этот подход портит стольких глухих детей, что в погоне над развитием слухового восприятия без опоры на жестовый язык теряется важный фактор — естественное общение и познание окружающего мира на уровне нормотипичных детей. В итоге у детей задержка психического развития, педагогическая запущенность, неспособность в обучении грамоте и речи.
🔸 Важно общаться на родном языке
При правильном подходе глухой ребенок к окончанию школы находится на одном уровне со слышащим. Об этом говорит и желание глухих поступать в вузы. Сейчас в России люди с нарушениями слуха могут подать документы в 21 высшее учебное заведение.
Такая практика позволяет работодателям расчитывать на профессиональные кадры. Здесь коллеги подробно расписали, где и кем глухие могут работать.
Однако уязвимые места в развитии глухих детей по-прежнему остаются. Ключевое из них — это подход в изучении жестового языка.
Если итальянец в России плохо говорит на русском, это не значит, что он глуп и умственно-отсталый. Он просто не понимает русский язык. Надо смотреть на интеллект и мышление через жестовый язык.
Однако по словам Екатерины Савченко, в системе образования до сих пор нет места жестовому языку:
Учат сразу русскому языку. Каково детям понимать русский язык без слуха? Я глухая, но могу общаться с вами письменно, если устно — никак. Буду молчать и не понимать вас.
В большей степени это связано с тем, что не хватает переводчиков русского жестового языка. Всего в РФ их работает около 900. На каждого из них приходится до 100 000 глухих. При этом, всего глухих в России около 13 000 000.
🔸 Чего не хватает глухим?
Глухим не хватает учебных материалов. Практически все учебники написаны для слышащих: нет простых и понятных формулировок. Видеоконтент не имеет перевода на жестовый язык и не адаптирован субтитрами. Это как смотреть фильмы на английском языке и не знать 90% слов.
Всё это влияет на образование глухих и их трудоустройство. Людям с ограничениями по слуху приходится применять большое количество усилий, чтобы найти достойную работу с понятными условиями.
Из-за сложившейся системы многие теряют мотивацию, отказываются развиваться и живут на одно пособие. Их важно вдохновлять и поддерживать. Так появится новая нормальность.
А ещё появится большое количество талантливых взрослых, которым вовремя удалось раскрыть свой потенциал.
Как отмечает переводчица РЖЯ Анна Погорелова, глухие заинтересованы в развитии, важно найти к ним правильный подход:
Во время учебы я познакомилась с глухим студентом, он помог мне освоить базовые жесты. Однажды он привёл меня на мероприятие, посвящённое Дню международного жестового языка. Это был восторг и шок одновременно. Там были только люди с нарушениями слуха. Они пели и рассказывали стихи на сцене, танцевали, играли и много общались и всё это происходило на жестовом языке.
📍 Помогаю глухим и слабослышащим
Всё это подтолкнуло меня начать помогать людям с нарушениями со слухом. Мне хочется видеть больше счастливых и успешных глухих и слабослышащих.
Тем более, что они действительно могут многого добиться. Осталось их только направить в нужное русло.
У нас с вами есть такая возможность: