Я люблю вестерны, детективы, кино о гражданской войне в США – все эти составляющие сошлись в фильме «Вирджиния-Сити» 1940 года. Хорошая ли получилась смесь? Сейчас разберемся.
Первые же кадры дают вводную во время действия: солдаты в синих и серых мундирах интенсивно стреляют друг в друга, колют штыками, умирают от ран. На дворе 1864 год. Гражданская война в США достигла максимума ожесточенности.
Пленные солдаты-северяне роют подкоп. И тут интересно посмотреть, как режиссер представляет двух главных героев фильма.
Первый – капитан Ирби, конфедерат, начальник тюрьмы. Он один, не дрогнув, спокойно входит в камеру, набитую пленными северянами, приказывает отодвинуть печку, закрывающую вход в подкоп. Спускается туда, оставляя за спиной кучу взволнованных врагов. Вытаскивает из подкопа троих копальщиков (среди них второй главный герой, основной оппонент Ирби). Приказывает сворачивать эту лавочку. И удаляется. (Но всем троим всё-таки удается бежать.)
Всё про него понятно – сильный характер, отчаянная смелость, потрясающая уверенность в себе, презрение к смерти. А еще высокопарное благородство в речах. Да, капитан Ирби – это сильная личность. И всё это в одной сцене. Так и надо снимать кино.
Под стать капитану Ирби капитан-северянин Брэдфорд. Под стать и его представление. Сцена ограбления в дилижансе, где он хладнокровно и ловко сам берет в заложники главаря налетчиков Морреля. Ни секунды колебания, дьявольская находчивость, решимость немедля привести в исполнение задуманное, каким бы рисковым оно не было. И тоже – всего одна сцена, а персонаж как на ладони.
Два слова об актерах. Играют тут шикарные звезды первой половины XX века. Сегодня у нас их мало кто знает. Но это легенды своего времени. Капитан Брэдфорд – Эррол Флинн. Между прочим, капитан Блад и Робин Гуд 1930-х годов.
Бандюгу Морреля играет Хамфри Богарт. Для большинства он известен по расхваленной «Касабланке» (1942). Для меня он командир эсминца из «Восстания Кейна» (1954).
Менее известны лично мне капитан Ирби – Рэндольф Скотт и красотка Джулия Хейн - Мириам Хопкинс. Но это, судя по всему, уже сказывается моя недостаточная осведомленность в фильмах первой половины XX века.
Кстати, о красотке Джулии. Ее роль важна. В самом начале фильма она прибывает в Ричмонд и предлагает капитану Ирби план по доставке 5 миллионов долларов золотом с Запада (из Вирджиния-Сити) в столицу Конфедерации. На эти деньги можно накупить снаряжения и продлить войну.
План принят и одобрен лично президентом КША Дэвисом (его, кстати, играет актер, который ранее всегда играл Линкольна). Так начинается эта шпионская история в декорациях вестерна.
В игре сходятся: капитан Ирби – желает доставить золото в Ричмонд, капитан Брэдфорд – узнал о плане и отправился в Вирджиния-Сити мешать конфедератам, красотка Джулия – ярая конфедератка, но влюбленная в капитана-северянина (разумеется, в красавца Брэдфорда). Ах да, еще забыл бандита Морреля – этот тоже догадался о золоте и собирается перехватить караван в пути. Сложный четырехугольник.
Очень важно, что сценаристы блестяще справились с такой запутанной историей и смешением жанров. Кино не только не провальное, оно смотрится на одном дыхании. Сильные личности, красивые страсти, много стрельбы, золото, приключения, шпионы, конфедераты и федералы – очень круто и разумно дозировано.
Шикарно поставлен конфликт Джулия-Брэдфорд. С одной стороны, девушка вся такая патриотка Юга, конфедератка, дочь старого полковника-южанина. Она же ведь и рискует, чтобы переправить золото в Ричмонд. С другой стороны, любовь к врагу. Как бы так вывернуться, чтобы и ему н едать подобраться к золоту, и доставить груз по назначению? И можно ли вывернуться? А если нельзя, то чем пожертвовать – патриотизмом или любовью?
Да и противостояние двух капитанов, двух сильных характеров поставлено красиво. Настолько здорово, что зрителю трудно определиться с симпатиями. На чьей он стороне? Оба так привлекательны, так героичны и честны, что хоть разорвись.
Сюжетный конфликт – борьба за золото – сильно осложнен присутствием третьей стороны – бандитами Морреля. Конечно, нетрудно предположить, что и северяне, и южане должны будут объединиться, чтобы противостоять банде, но объединятся ли они? А как же патриотизм, война Севера и Юга? Как же, наконец, девушка – чьей будет она, Ирби или Брэдфорда. Нет, что ни говори, классно завернули.
Обстановку регулярно разряжают комичные ситуации с участием двух напарников Брэдфорда. Простые солдаты-северяне, бежавшие с капитаном из тюрьмы и сопровождающие его в Вирджиния-Сити. Грубоватые мужики с незатейливым юморком, по-своему симпатичные.
И наконец есть в фильме еще одна сильная сторона – эволюция характеров и отношения к войне и своему долгу у главных героев. Всех троих – двух капитанов и девушки. Не у одного, а у троих – это тоже надо суметь и написать, и вывести на экран так, чтобы одеяло удержалось на трех характерах, а не переползло целиком на один из них.
Вот это я и называю классикой кино.
10 из 10