Найти тему

Нефтяникам придется долить топлива на биржу

Одно лишь увеличение продаж не приведет к существенному снижению оптовых цен, предупреждают эксперты

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

С сентября на нефтекомпании наложено обязательство увеличить продажи топлива на Санкт-Петербургской бирже до 13% от производства бензина и 9,5% дизтоплива соответственно. В ФАС направлен соответствующий проект постановления кабмина, который касается спотового рынка, сообщает «Коммерсантъ».

История вопроса:

Правительство согласовывает увеличение обязательного норматива биржевых продаж бензина и дизтоплива на спотовом рынке на 1 процентный пункт (п. п.) от производства. Намедни вице-премьер Александр Новак проводил совещание, посвященное росту нормативов. Этот вопрос также согласовывался ведомствами на прошлой неделе.

Вице-премьер не только поддержал ограничение числа экспортеров бензина, но и «поручил ФАС и Минэнерго продолжить работу с нефтекомпаниями по увеличению объемов продаж моторного топлива на рынке нефтепродуктов, в том числе в рамках биржевых торгов».

В ФАС подчеркнули, что изменения касаются только спотового рынка. Это позволит увеличить объем реализации бензинов и дизеля на внутреннем рынке.

Александр Новак еще на совещании с нефтекомпаниями 30 июня поручил ФАС и Минэнерго обеспечить увеличение нормативов. Таким образом, ведомства должны были скорректировать совместный приказ, а также подготовить проект постановления правительства.

Первоначальный проект приказа ФАС, который был размещен для публичного обсуждения, вызвал споры между участниками рынка. Он предполагал, что на 1 п. п. будут повышены биржевые нормативы по продажам на срочном рынке, а не на спотовом. Но такой подход не устроил Минэнерго и нефтекомпании, поэтому позиция была скорректирована.

– По дизелю у нас особых проблем нет, и с объемами, и с ценами. Год к году рост даже на биржах 5-7%. На АЗС и по дизелю, и по бензину у нас рост цен идет на уровне инфляции, для конечного потребителя цены держатся. Мы в основном сейчас работаем именно по бирже, чтобы там ситуация стабилизировалась, – утверждал Александр Новак.

По мнению Сергея Кондратьева из Института энергетики и финансов, увеличение норматива на 1 п. п. значительно не отразится на ценах, но, вероятно, спред между биржевыми и внебиржевыми оптовыми ценами, сейчас достигающий 5%, несколько сократится. Проблема с ростом цен связана с тем, что сейчас объективно на рынке сложилась ситуация, при которой поставки топлива на экспорт выгоднее, а предложение ограниченно из-за ремонтов на НПЗ.

Напомним, в прошлом году из-за падения оптовых цен на топливо и при высоких ценах за рубежом российским экспортерам, в том числе формально не связанным с нефтекомпаниями трейдерам, стало выгодно закупать его на внутреннем рынке и экспортировать. В таком случае экспортер получал топливо, чья цена была снижена на величину демпфера. LR