Глава Нижегородской области Глеб Никитин, посетивший Российско-китайский бизнес-форум в Шанхае, в ходе выступления пригласил предпринимателей и глав крупных государственных компаний страны к участию в VII ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2023). Губернатор подчеркнул, что в регионе может быть начато производство китайских автомобилей. О возникающих новых политико-экономических условиях и перспективах промышленного региона высказались эксперты Politbook.
«В условиях полного самообеспечения не живет ни одна страна»
«Ведем и переговоры о совместном проведении выездной сессии ЦИПР осенью на территории Китая», - написал на днях Глеб Никитин в своем телеграм-канале. Он выразил уверенность, что производство китайских автомобилей в регионе не за горами и напомнил китайским коллегам о нижегородском автомобильном кластере (в составе которого без малого 800 предприятий) с его давними традициями.
«В некоторых источниках приводятся предположения, что в Нижегородскую область придет китайский автопроизводитель Chery, - рассказывает кандидат экономических наук, консультант одного из крупных российских автодилеров, занятого ввозом в том числе китайских автомобилей, Василий Самыкин. - Вообще Chery реально не везло с российскими партнерами, его мотало со сборкой по всей стране, как в песне «Мой адрес - не дом и не улица». Взгляните: вот таганрогский ТагАЗ канул еще в 2014-м, вот Derways в Черкесске закрыт с 2018-го, да и калининградский «Автотор» сегодня переживает не лучшие времена. Поэтому наш Горьковский автомобильный завод имеет, на мой взгляд, хорошие шансы. Всё же здесь уже более 90 лет выпускают автомобили, он старше любого китайского автопредприятия и строился именно под эту задачу, а не перепрофилировался наскоро из комбайнового, как в Таганроге».
Что касается развития международных контактов в сфере промышленного производства в целом, то такое развитие неизбежно, подчеркивает эксперт. Ни одна страна не живет в условиях полного самообеспечения, жесткой технологической автаркии. Тот же Китай помогает КНДР, мы помогаем Кубе, и так далее. Даже ранний СССР имел экономические контакты с Германией, потому что их обоих в приличное буржуазное общество не пускали. А с началом в США Великой депрессии СССР начал покупать там заводы со строительством под ключ (это, например, про наш ГАЗ).
Восточная специфика
Андрей Дахин, доктор философских наук, профессор Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы отмечает готовность двух сторон к установлению гармоничного импортно-экспортного баланса.
«Конечно, появление нижегородского губернатора Глеба Никитина на Шанхайском бизнес-форуме вслед за председателем правительства России Михаилом Мишустиным свидетельствует о высоком уровне готовности нашего региона к сотрудничеству. Нужно учитывать, что, несмотря на свою так сказать «восточную специфику», китайцы - суть скрупулезные технократы, действующие в рамках рациональности. Мы, возможно, достигли соответствующего их запросам уровня проработанности конкретных тем сотрудничества.
Мы все видим уровень технологического развития Китая, хотя бы на примере автомобильных выставок. В этой части Нижегородская область соразмерна требованиям текущей реальности. Горьковский автомобильный завод смог сохранить свои компетенции, технологические линейки и нишу легкого и среднего грузового автотранспорта.
Может сложиться продуктивный импортно-экспортный баланс между нашим регионом и компаниями из КНР. Тем более что в этой части наша готовность строить внешнеторговую политику с учетом необходимости сохранения экономического суверенитета обеих заинтересованных сторон очевидно высока».
Прямых путей пока нет
Присутствует и определенный элемент сложности, который предстоит преодолеть. Наш регион глубинный: прямых путей между нами и Китаем нет. Потребуется активное развитие транспортных связей, и в целом - оптимизиция логистики. Но ведь и Китаю интересна не только приграничная торговля, экономические связи не только с прилежащими территориями России.
И здесь можно вспомнить о еще не в полной мере используемом потенциале аэропорта Нижнего Новгорода. За минувшие тридцать лет воздушная гавань стала вполне международной по своему статусу. Почему бы Нижегородской области не начать играть роль транспортного узла, развивающего торговые связи с КНР не только для самой себя, но и для других регионов Приволжского федерального округа? Так называемой идее «столичности» Нижнего Новгорода это может дать второе дыхание.
«Развитие идет по спирали, как еще в позапрошлом веке отметил Георг Вильгельм Фридрих Гегель, - говорит кандидат исторических наук, специалист по региональной экономике Сергей Белов. - Сегодняшний Китай в технологическом плане нас опережает. Но вспомним, с чего всё начиналось. С помощи советского Союза молодой Китайской народной республике. Нет такой отрасли, за исключением традиционных промыслов, где не было бы советского участия. Взять тот же автопром КНР Он вырос на фундаменте, заложенном московским ЗиСом и нашим ГАЗом, и фундамент этот оказался достаточно прочным, чтобы на нем китайцы построили сотни крупных производителей. Для примера: нынешняя крупная компания
ShanghaiAutomotiveIndustryCorporation, SAIC, дитя ГАЗа, первая машина, сошедшая с ее конвейера - это NanjingJuejin NJ230, лицензионная копия ГАЗ-51. А не менее известная FirstAutomobileWorks, FAW, собирала ЗиС-150 под названием Jiefang CA10. Были, кстати, и нелицензионные копии, не вчера в Китае таким заниматься начали. Армейский внедорожник Beijing BJ-212 конструктивно заимствован у ГАЗ-69 и УАЗ-469».
Эксперт подчеркивает, что китайцы сегодня уже не просто перенимают и копируют, они создают собственные оригинальные автомобили. И не только их. КНР - лидер микроэлектроники, судостроения, авиапрома.
«Вот только в разработке и производстве современных авиадвигателей они пока не очень, - подчеркивает Белов, - а у нас в регионе есть предприятия всех данных отраслей. Поэтому, я считаю, потенциал сотрудничества Нижегородской области и КНР очень велик, мы пока просто полностью не осознали еще его величину».
Эксперты уверены, что Нижний Новгород в 2024 году может стать одной из площадок для проведения мероприятий по линии БРИКС (Глеб Никитин сам озвучил такое предположение).
А это означает, что бизнес региона сможет выйти на более высокий уровень взаимодействия с экономическими партнерами не только КНР, но и, например, Индии, Бразилии и Южно-Африканской республики.
СПРАВКА:
Российско-Китайский бизнес-форум проходил в Шанхае 23 мая. Делегацию РФ возглавил председатель правительства России Михаил Мишустин. В форуме приняли участие более 1,2 тысячи представителей деловых кругов России и Китая.
Опубликовано 25.05.2023 в PolitBook