Photo by Christopher Campbell on Unsplash
Важность водного крещения понималась по-разному на протяжении всей истории церкви. Некоторые группы учили, что водное крещение — это средство, с помощью которого Бог прощает грехи. Другие говорили, что водное крещение — это знак и печать пребывания в отношениях завета с Богом. Очевидно, что эта точка зрения гораздо более расплывчата, чем первая, и допускает различия в толковании. И все же третья точка зрения утверждает, что, поскольку водное крещение является лишь символом того, что Бог уже совершил, и поскольку водное крещение вызвало большое разделение внутри христианского мира, либо водное крещение не следует проводить вообще, либо его следует сделать необязательным для членства в церкви. Исторически баптисты отвергали все эти взгляды. С одной стороны, баптисты отрицают, что водное крещение приносит прощение грехов или ставит человека в отношения завета с Богом. С другой стороны, баптисты верят, что водное крещение заповедано Богом и, следовательно, является обязательным условием для членства в церкви. В этом кратком исследовании мы рассмотрим 1 Петра 3: 21, пытаясь определить, о чем говорится в этом стихе, надеясь, что это поможет нам понять важность водного крещения.
Кто-то может спросить: «Зачем использовать 1 Петра 3: 21? В конце концов, в этом разделе 1 Петра много слов и идей, которые трудно понять». Мой ответ заключается в том, чтобы согласиться с задавшим вопрос, но также сказать, что в этом отрывке Петр пытается показать нам важность водного крещения. Обратите внимание, что Петр говорит нам, что «крещение и сейчас спасает нас»; Далее Петр объясняет, что это «спасение» заключается «не в удалении скверны плоти, но в ответе доброй совести перед Богом». Хотя эти слова можно понимать по-разному, никто не может сомневаться, что в них Петр пытается объяснить значение и, следовательно, важность водного крещения. Это правда, что несколько комментаторов, отвергая идею о том, что водное крещение спасает, использовали свою теологию, чтобы определить, что, следовательно, Петр, должно быть, имеет в виду крещение Духом. Позже в этой статье я надеюсь показать, что Петр действительно говорит о водном крещении. На данном этапе, однако, мы должны быть в состоянии согласиться с тем, что чье-либо богословие не должно определять значение Писания; в противном случае авторитетом становятся наши доктринальные убеждения, а не само Слово Божье. Нужно позволить самому Священному Писанию рассказать нам, что оно означает. Итак, что касается нашего метода, мы должны позволить самому отрывку и окружающей его обстановке или контексту подсказать нам правильное значение.
Помня об этом, давайте обратим наше внимание на сам стих. Здесь говорится: «Подобная фигура, благодаря которой даже крещение и сейчас спасает нас (не избавляя от скверны плоти, но давая ответ чистой совести перед Богом) воскресением Иисуса Христа»: В оставшейся части этой статьи мы попытаемся понять значение этого стиха, задав три вопроса:
(1) Что это за «крещение»? ,
(2) Каким образом крещение «спасает» нас? , и
(3) Как воскресение Иисуса Христа связано с крещением?
Что это за «крещение»?
Библия учит, что когда мы доверяем Христу как Спасителю, мы «крещены» или помещены Святым Духом в Церковь, которая является Телом Христовым (Еф. 1:22–23; 1 Кор. 12:13). В то же время мы помещены «в Дух», что является другим способом сказать, что Божий Святой Дух пребывает в нас (Рим. 8:9). Итак, подводя итог, Духовное крещение связывает верующего с Церковью, которая является Телом Христа, и с Самим Духом. Однако «крещение» из 1 Петра 3: 21, похоже, не делает этого. Вместо этого крещение, обсуждаемое в 1 Петра 3: 21, является «подобным образом» или копией, которая соответствует тому, как Ноя и его семью благополучно переносят по воде (что описано в стихе 20). Другими словами, «подобный рисунок» связывает «крещение» из 1 Петра 3:21 с «восемь душ были спасены водой» из 1 Петра 3:20. Когда кто-то думает о том, что Ноя и его семью благополучно перенесли по воде, а затем связывает эти мысли со словом «крещение», на ум приходит работа Божьего Духа, а скорее человек, которого окунают в воду и благополучно вытаскивают из воды.
Более того, «крещение» из 1 Петра 3: 21 — это «ответ доброй совести перед Богом». Это требует, чтобы крещение было добровольным. Крещение Духом не является добровольным, но происходит сразу после обращения. Это водное крещение, крещение добровольного верующего, которое является добровольным. Именно это крещение является ответом доброй совести перед Богом.
Каким образом крещение «спасает» нас?
Те из нас, кто отвергает идею о том, что водное крещение приносит прощение грехов, склонны думать о 1 Петра 3: 21 как о проблемном отрывке, который не предлагает никакого позитивного учения о водном крещении, но который должен быть «объяснен» из-за его использования теми, кто верит в возрождение при крещении. Тем не менее, Петр совершенно ясно говорит о значении слов «крещение и ныне спасает нас». Отметьте вместе со мной следующие три факта:
(1) «также» в фразе «крещение и теперь спасает нас» соединяет это предложение с фразой «восемь душ были спасены водой» в предыдущем стихе. Слово, переведенное как «подобная фигура», делает то же самое. «Восемь душ» в 1 Петра 3: 20 — это Ной и его семья. Слово, переведенное как «спасенный» в стихе 20, совпадает со словом «спасает» в стихе 21, за исключением того, что в стихе 20 «спасенный» имеет приставку, означающую «через». На самом деле прохождение прихода происходит во второй раз.
Петр хочет, чтобы мы осознали, что Ной и его семья не были спасены с помощью воды, но они были благополучно доставлены по воде. Вода не была средством освобождения; это было средство смерти, как обнаружили люди, которые были соседями Ноя! Изучение Бытия 6 и 7 говорит нам то же самое. Итак, В КАКОМ СМЫСЛЕ НОЙ И ЕГО СЕМЬЯ БЫЛИ «СПАСЕНЫ»? Воды потопа были Божьим судом, который принес преждевременную физическую смерть. Именно от этой преждевременной физической смерти они были спасены. Библия говорит нам, что, когда верующие проявляют непослушание, Бог наказывает их — вплоть до преждевременной физической смерти (см. 1 Кор. 11:30–32). Послушание Богу «спасает» (избавляет) верующего от божественного наказания. Именно в этом смысле «крещение и сейчас спасает нас». Если читатель чувствует, что это неправильное понимание этих слов, пусть он рассмотрит оставшиеся два факта:
(2) в стихе 21 Петр ясно говорит нам, чего он НЕ имеет в виду, говоря‘ «крещение и теперь спасает нас». Он говорит: «НЕ для удаления скверны плоти». Обратите внимание, что Петр не использует слово «тело»; вместо этого он говорит «плоть». Это важно, потому что некоторые понимают Петра как означающее «не удаление грязи с тела», но никто ни сегодня, ни во времена Петра не спорит, что единственная ценность водного крещения — это хорошая ванна! Скорее всего, Петр говорит нам, что водное крещение не удаляет наши грехи именно потому, что сейчас, как и тогда, есть те, кто предпочел бы водное крещение, а не смерть и воскресение Иисуса Христа, объекту своего доверия для спасения.
(3) Петр тщательно объясняет важность водного крещения, когда описывает его как «ответ доброй совести перед Богом». В радостном послушании Богу тот, кто уже наслаждается прощением грехов, крестится в качестве ответа или залога чистой совести перед Богом.
Как воскресение Христа связано с водным крещением?
Петр уже говорил нам в этом послании, что жертвенная смерть и воскресение Иисуса Христа за нас приносят нам прощение и новую жизнь, когда мы доверяем Богу (1 Петра 1:3, 20,21). Водное крещение связано с воскресением Христа двумя способами:
(1) идея о том, что послушание Богу (например, крещение) избавляет верующего от карающей руки Божьей, которая в конечном итоге привела бы к преждевременной физической смерти, зависит от различия между тем, как Бог обращается с верующими и с неверующими. И это различие зависит от смерти и воскресения Христа.
(2) Мы видели, что водное крещение — это «подобная фигура» восьми человек, благополучно перенесенных через воду. Это жизнь (физическая жизнь Ноя и его семьи), выходящая из гущи смерти. Воскресение Христа также говорит о жизни, исходящей из смерти. Таким образом, водное крещение — это картина смерти и воскресения нашего Господа. Именно Его воскресение придает водному крещению смысл.
В заключение: крещение верующего в воде не приносит прощения грехов, но это не значит, что это неважно. Как повеление Божье, непослушание (отказ креститься) повлечет за собой божественное наказание. Послушание спасает нас от этого наказания. Прообразом крещения верующего является то, что семья Ноя была благополучно перенесена по воде, а крещение раз и навсегда символизирует смерть и воскресение Иисуса Христа.