Агнесса Сорель, известная как Dame de Beauté («Дама красоты»), стала первой официальной фавориткой короля в истории Франции. Молодая девушка с белой кожей, изящными чертами лица и тонкими изогнутыми бровями настолько очаровала французского монарха Карла VII, что получила от щедрого возлюбленного замок Боте-сюр-Марн и беззаботную жизнь при дворе. Но чем еще она запомнилась своим современникам?
Агнесса родилась в небогатой дворянской семье в деревушке Фроманто в Турени. Хотя аристократическое происхождение имело свои плюсы, от работы (пусть и гораздо менее тяжелой, чем у большинства в Средние века) девушку оно не освобождало. В пятнадцать лет ей пришлось поступить на службу к Изабелле Лотарингской, супруге неаполитанского монарха, а некоторое время спустя юной Сорель посчастливилось познакомиться с самой Марией Анжуйской.
В высшем свете королева Франции слыла добродетельной и примерной женой: она родила мужу 14 детей и «благоразумно» закрывала глаза на его многочисленные увлечения, предпочитая уделять время семье. В отличие от цветущей Агнессы, Мария красотой, по свидетельствам современников, совсем не отличалась. Придворный летописец Жорж Шателен в выражениях о своей королеве не стеснялся: «У нее было лицо, которое вызвало бы страх даже у англичан». Понятно, что ее царственный, но нерешительный супруг, который в женщинах ценил скорее внешнюю привлекательность, не упустил возможности завести себе еще одну фавориту — но на этот раз особенную.
В 1444 Сорель заняла пост фрейлины Марии Анжуйской. Роман с королем стал лишь вопросом времени: девушка явно обладала не только неземной красотой, перед которой не мог устоять даже папа римский Пий II, но и не меньшими амбициями. В результате внебрачной связи с королем у нее родились три дочери, которым был дарован титул filles de France (это означало, что правитель признает их как своих законных детей).
Агнесса Сорель запомнилась современникам прежде всего своим эпатажным чувством стиля: за пределами двора ее связь с королем и любовь к вольным нарядам с глубоким вырезом вызывали явное неодобрение. Пока в стране шла столетняя война с Англией, Карл VII баловал свою избранницу утонченными тканями из Леванта, роскошными мехами и драгоценностями, а сама Агнесса в это время смело экспериментировала с фасонами. Она носила пятиметровый шлейф, отороченный соболем, и откровенное декольте, полностью оголяющее одну грудь, — в таком образе изобразил фаворитку французский живописец Жан Фуке. Кстати, на его знаменитой картине «Меленский диптих» прообразом Мадонны также стала Сорель.
Несмотря на то что в народе модные нововведения фаворитки воспринимались скорее с осуждением, девушке многое прощалось благодаря защите Карла VII, на которого она оказывала большое влияние. Агнесса пыталась окружить короля лояльными и честными людьми: например, именно благодаря ее стараниям дворянин Пьер де Брезе получил должность камергера и обрел власть, которой был достоин.
В 1450 году фаворитка короля скончалась от неизвестной болезни. Причина смерти оставалась загадкой до 2005 года, когда исследователи обнаружили в ее останках следы отравления ртутью. Возможно, за гибелью Сорель стоял политический заговор: все-таки Агнесса действительно играла немалую роль при дворе и была приближена к монарху, который прислушивался к ее мнению. Впрочем, это могла быть и роковая случайность, так как во времена средневековья ртуть нередко добавлялась в косметические средства и лекарства.
А вы слышали про Агнессу Сорель и ее экстравагантные стилистические решения? Пишите в комментариях!