Найти тему

Как финансовые пирамиды создавало само государство — и может ли такое случиться в XXI веке

Оглавление

90-е годы в России стали периодом глобальной трансформации, которая затронула практически все сферы жизни общества. Финансовый рынок также начал активно развиваться, в том числе с выпуском Минфином государственных краткосрочных облигаций (ГКО), которые привели к ряду событий, затронувших практически каждую семью. Дефолт, финансовые пирамиды — эти слова, увы, стали непосредственно ассоциироваться с данным периодом.

Исторический экскурс

Вслед за распадом Советского Союза в стране возникла весьма непростая эконмическая ситуация, характеризовавшаяся спадом производства, увеличением уровня безработицы, серьезными инфляционными колебаниями и ростом цен.

К тому же правопреемство внешнего долга (от СССР к Российской Федерации) требовало огромных затрат бюджета, который покрыть такой внешний долг был не в состоянии. Требовалось введение решительных мер.

Применение различных методов покрытия дефицита госбюджета, в принципе, не является новой историей. Государство активно использует привлечение средств с внутренних и внешних финансовых рынков и сейчас, в том числе через выпуск государственных долговых обязательств или облигаций.

Первый такой выпуск ГКО на 130 млрд рублей состоялся в начале 1993 года: изначально к покупке были допущены кредитные и некредитные организации, затем физические лица и даже резиденты иностранных государств. Доходность ГКО возросла до 140%, что сделало этот институт очень привлекательным.

Почему же некоторые источники сравнивают ГКО с финансовыми пирамидами, причем признавалось это в том числе и самими представителями госорганов?

Разгадка очень проста: часть новых привлеченных средств направлялась на погашение старых выпусков, по которым наступил срок выплат, в противном случае государству пришлось бы снизить доходность ГКО, что привело бы не только к спаду их привлекательности, но и ударило бы по всей финансовой системе государства, которая в какой-то момент держалась именно на данных вливаниях.

Принимаемые меры в совокупности с ГКО приводят к росту ВВП. Стабилизировавшаяся немного ситуация пошатнулась с приходом кризиса 1997 года и обвалом мировых цен на нефть. ВВП в стране начинает падать, экономический рост быстро сменяется спадом, инфляция достигает огромных размеров. Апогей приходится на август 1998 года — в стране объявлен дефолт (невозможность исполнения обязательств по ГКО).

Последствиями дефолта стали массовые банкротства банков и предприятий. Под угрозой оказалась вся отечественная страховая медицина (до 90% страховых резервов медицинских страховщиков были размещены в ГКО) и негосударственные пенсионные фонды (не менее 30% пенсионных резервов размещалось в ГКО).

Конечно, такие события значительно подрывают доверие граждан к финансовому рынку. Даже сейчас, спустя почти 30 лет, многие вспоминают с ужасом это время.

Уже к осени государство начало программу по реструктуризации долга, выпуская обменные облигации с фиксированным доходом. Ситуация за несколько лет выровнялась, но в 2008 году рост рынка гособлигаций также замедлился в связи с мировым финансовым кризисом.

Нынешняя ситуация

После анализа последних десятилетий, пускай даже такого поверхностного, невольно хочется задать вопрос: а может ли повториться ситуация с гособлигациями сейчас?

Последние несколько лет в России в частности, равно как и во всем мире, складывается кризисная ситуация, вызванная вначале пандемией, а затем геополитическими причинами.

Причем практика показывает, что предугадать, как поведет себя рынок именно в нынешнее время, чрезвычайно сложно, поскольку он напрямую зависит от решений политического характера, которые принимаются в рамках контрсанкционных мер.

На данный момент экономические показатели, отражаемые в официальных отчетах, не выглядят ужасающе. Более того, российская экономика довольно неплохо справляется с новыми вызовами в данной беспрецедентной ситуации — достаточно хотя бы взглянуть на сохранение ассортиментной доступности в стране.

Однако и ситуация значительно отличается от кризиса 1998 года, а говорить об окончании нынешнего кризиса еще рано.

За прошедший год несколько раз СМИ (правда, в основном зарубежные) объявляли о дефолте по государственному долгу. Речь идет о заблокированных международным депозитарием Euroclear средствах российских инвесторов, к которым нет доступа из-за введенных санкций против Национального расчетного депозитария.

Со стороны же Минфина было несколько заявлений о полном исполнении обязательств по внешним облигационным займам, средства по которым международными расчетно-клиринговыми системами до конечных получателей доводились не в полном объеме.

Несмотря на неоднозначность ситуации, а также на заморозку российских активов за рубежом, регулятору в целом удалось сохранить стабильность финансовой системы.

Значительного проседания бюджета удалось избежать в том числе благодаря сформированным средствам Фонда национального благосостояния и размещенным на более чем 3 трлн рублей облигациям федерального займа.

На сегодняшний день ОФЗ сохранили статус надежных и обладающих хорошей ликвидностью с доходностью около 9%, так что предсказывать повторение ситуации 1998 года сейчас сложно, однако и говорить о полном отсутствии таких рисков, конечно, не приходится.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как китайский ученый-генетик изменил ДНК детей… и исчез

7 стран, где по-прежнему активно применяют смертную казнь

Насколько российские пенсии отличаются от советских? Правда ли, что на советскую пенсию можно было жить безбедно?