Найти в Дзене

ПОЛТАВСКАЯ РАЗВЕДШКОЛА АБВЕРА: КАЧЕСТВО И ИСТОЧНИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ АГЕНТУРНЫХ КАДРОВ (3 - часть)

Примером типичного контингента курсантов из бывших военнопленных можно считать Евгения Павловича П., мобилизованного 27 июля 1941 г. в качестве повара в автобатальон ВВС. При отступлении от Киева в сентябре 1941 г. у с. Борщи, Барышевского района, он со своей частью оказался в окружении и сдался в плен. Несколько недель находился в лагере военнопленных в Киеве. В этот период туда приезжал А.Майер, «агитировал, предлагал работу после освобождения из плена». П. как украинец и местный житель вскоре освободился и вместе с приятелем отправился в поисках работы по указанному вербовщиком адресу. Из бывших военнопленных летом-осенью 1942 г. состоял преподавательский состав полтавской разведшколы. «Старший преподаватель всех дисциплин» сорокапятилетний заместитель командира дивизии полковник «Быков» Петр Захарович, (по другим сведениям, Петр Дмитриевич), попал в плен под Вязьмой. Практически в одно время в школе преподавали лейтенант ВВС «Май» Николай, техник-интендант, заместитель старшины шко

Примером типичного контингента курсантов из бывших военнопленных можно считать Евгения Павловича П., мобилизованного 27 июля 1941 г. в качестве повара в автобатальон ВВС. При отступлении от Киева в сентябре 1941 г. у с. Борщи, Барышевского района, он со своей частью оказался в окружении и сдался в плен. Несколько недель находился в лагере военнопленных в Киеве. В этот период туда приезжал А.Майер, «агитировал, предлагал работу после освобождения из плена». П. как украинец и местный житель вскоре освободился и вместе с приятелем отправился в поисках работы по указанному вербовщиком адресу.

Из бывших военнопленных летом-осенью 1942 г. состоял преподавательский состав полтавской разведшколы. «Старший преподаватель всех дисциплин» сорокапятилетний заместитель командира дивизии полковник «Быков» Петр Захарович, (по другим сведениям, Петр Дмитриевич), попал в плен под Вязьмой. Практически в одно время в школе преподавали лейтенант ВВС «Май» Николай, техник-интендант, заместитель старшины школы, уроженец Краснодара «Краснов» Иван Васильевич. «Быкова» Петра Захаровича в сентябре 1942 г. сменил бывший майор «Сударев» Александр Николаевич. Который, по показаниям одного из арестованных курсантов, «с начала войны перешел на сторону немцев. В декабре 1941 г ходил в тыл Красной армии, после возвращения назначен преподавателем в Варшавскую разведшколу. Ярый проповедник фашизма». В октябре в процесс преподавания включился упоминавшийся выше «Сомов» С.И., также из бывших военнопленных командиров.

В исследуемый период (май-сентябрь 1942 г) кадры Полтавской разведшколы комплектовались в основном за счет жителей оккупированных Киева и Полтавы. В течение лета 1942 г. школа пополнялась курсантами в основном из гражданских лиц. Вербовку вели официальные сотрудники органа «Суматоха», Прохоров, Корниенко и другие. Одной из причин, толкавших людей на этот шаг, была угроза голода, скудный минимальный продпаек.

Автослесарь завода «Транссигнал» «Федоров» Михаил Данилович показывал на допросе: «Средств для существования на меня и на жену, то, что я зарабатывал в месяц 600-700 руб. и паек, выдаваемый в неделю - одну буханку весом примерно в 1800 г, два пуда картофеля, для меня не хватало прожить».

Уроженец ст. Ново-Ильинской Ростовской области, 1922 г/р «Воробьев» Борис Иванович, с декабря 1941 г. проживал в Киеве на иждивении матери, врача стоматологической поликлиники. В мае 1942 г. через знакомого директора завода Таирова Л.Н. устроился подсобным рабочим на машиностроительный завод «Ленкузня». За работу «получал 1800 г хлеба в неделю, по 200 г сахару в две недели, обед и 98 руб. в месяц. Меня эта работа и плата не устраивали, а потому я начал искать подходящей работы».

Некоторое время «Воробьев» жил за счет распродажи книг из личной библиотеки. Продавал он их не сам лично, а через приятеля, который «открыл нечто вроде магазина и занялся торговлей вещами домашнего обихода». Однако все равно средств недоставало для нормальной жизни, на что молодой человек постоянно жаловался приятелю, и тот свел его с человеком, оказавшимся одним из сотрудников А.Маейра.

Вербовщик «начал прямо с того, что существует немецкая организация «Орион» фельдпост 00220, которая занимается разведывательной деятельностью в пользу Германии. Тут же пояснил, что сам он является одним из агентов этой организации и уже неоднократно в форме командира Красной армии переходил линию фронта и добывал ряд сведений, необходимых командованию. Он в конце подчеркнул, что за работу в «Орион фельд пост» хорошо платят и все разведчики ни в чем не нуждаются». «Воробьев» согласился с предложенными ему условиями и спустя некоторое время оказался в разведшколе г. Полтавы.

Е.А. Макарова

(Статья опубликована в сборнике "Великая Отечественая войны в истории и памяти народов Юга России: события, участники, символы: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 80-летию освобождения Дона и Донбасса" (г.Ростов-на-Дону 5-8 июля 2023 г.).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

ПОЛТАВСКАЯ РАЗВЕДШКОЛА АБВЕРА: КАЧЕСТВО И ИСТОЧНИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ АГЕНТУРНЫХ КАДРОВ (2 - часть)
17-я стрелковая Бобруйская Краснознаменная дивизия22 июля 2023
ПОЛТАВСКАЯ РАЗВЕДШКОЛА АБВЕРА: КАЧЕСТВО И ИСТОЧНИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ АГЕНТУРНЫХ КАДРОВ (1 -часть)
17-я стрелковая Бобруйская Краснознаменная дивизия22 июля 2023