На днях историк и журналист Сергей Медведев в интересной, примечательной беседе с историком Ильёй Калининым обсудил тему, которая была удачно резюмирована в названии программы – «У российских либералов есть страх революции».
Это всё очень сложно и не будем обсуждать, что понимается под словами «либерал», «страх», как собеседники относятся к новейшей российской и старой европейской историей.
Одно, во всяком случае, можно заметить – не стоит связывать нежелание революции с идеей страха разрушения государства.
Есть опыт. Если угодно и Французской революции. Для России это события 1917 года и последовавшая Гражданская война. Страх здесь – мысленно пережитый опыт.
Это опыт масштабного, чудовищного нарушения прав человека, в первую очередь базового права человека – права на жизнь.
Какой либерал может это одобрить? А не либерал, скажем, социалист, если только он не сторонник «революционной морали» с «насилием – повивальной бабкой истории» или государственный адепт «патронов не жалеть»?
И если уже говорить о государстве, то права человека могут соблюдаться не при всяком государственном порядке, но только при порядке правовом или, во всяком случае, признающем хотя бы ряд правовых норм. Поэтому связь с государством есть, но исходный пункт нежелания революции другой – права человека.
Теперь к современной России. Понимание перемен должно учитывать пережитый страной опыт 1917 года и Гражданской войны. И не ставить как цель изменение через насилие. Самое насилие несёт в себе разрушение. Мы, вообще, собираемся извлекать уроки из истории? Делать выводы для сегодняшней жизни или будем копировать созданные прошлым чудовищные образцы, повторяя, что «история не знает сослагательного наклонения» и в прошлом не могло быть иначе?
Используя органическую терминологию, можно сказать, что такой политический организм как сегодняшний российский, дряхлеет. Большой вопрос – как он будет существовать и сколько просуществует в современном мире без изменений. Сегодняшнее его направление репрессивно внутри. Но ведь это от слабости. О внешних неудачах не стоит и говорить, - они наглядны. И боевые действия в Украине – следствие тупика, в который пришла современная российская система. Явлинский однажды заметил, что тупик не обязательно должен был закончиться спецоперацией, но самый тупик был очевиден.
Главная цель в условиях понимания конечности современной российской системы – сохранить для людей в стране возможности для мирных, правовых изменений, основанных на становлении эффективной модели жизни в будущем мире. Она не может быть основана на насилии. Это мы уже «проходили». Она может иметь в своей основе только права человека, творчество, открытость миру, свободу в широком смысле слова – не в механическом только, а в гуманистическом её понимании. Наша экономическая модель роста благосостояния должна быть основана на этом.
Человечность, гуманизм – вот средство и цель. Не насилие в любой его форме, включая революцию.