"Плакася Адам, пред раем сидя: "Раю мой, раю! Прекарасный мой раю! Мене ради, раю, сотворен еси, а Евги ради, раю, затворен еси. Уже яз не слышу архангельска гласа, уже яз не вижу райския пищи. Увы мне грешному. Помилуй мя падшего", - текст этого духовного стиха дошёл до наших дней в надписи на уникальном памятнике иконописи 16 века.
В 1726 г. на место сгоревшей церкви в село Семеновское (Дмитровский уезд Московской губернии, ныне - Пушкинский район Московской области) была перевезена деревянная церковь из близлежащего села Архангельского. В 1966 году научная экспедиция Музея имени Андрея Рублева вывезла из этой церкви несколько икон, а в их числе - дверь иконостаса с пятью рядами изображений. Церковь же в 1970-е годы была перемещена на территорию музея «Новый Иерусалим», а в 1999 году сгорела.
О происхождении двери 16 века, ведшей в алтарь, ничего неизвестно. Она имеет пять рядов изображений, в которых представлены рай, история Адама и Евы, сцены спасения ветхозаветных праведников, адские муки, композиция «Зрю тя, гробе», где монахи склонились над усопшим, лежащим в открытом гробу. Вместе их связывает единая тема утраты человеком рая, смертности тела и бессмертия души.
Сцены сотворения первых людей, их искушения, грехопадения и изгнания из рая известны в христианском искусстве с древности. В церковном календаре "Адамово Изгнание" вспоминается в Прощеное Воскресенье. Это событие описано во второй и третьей главах книги Бытия: первый сотворенный Богом человек, Адам, получил разрешение вкушать от всех райских деревьев, кроме древа познания добра и зла. Затем из ребра Адама бог создал Еву. Соблазненные змием Ева и Адам нарушили запрет, поняли, что наги, и, услышав призыв Бога, прикрылись фиговыми листами.
Обычно на боковых алтарных дверях история Адама и Евы иллюстрируется в двух или пяти сценах. На двери из с. Семеновское она представлена особенно подробно. Кроме сцен сотворения Адама и Евы, запрета на вкушение плодов древа познания, изгнания из рая, в цикл включен уникальный сюжет «Насаждение винограда», тематически связанный с «Изгнанием из рая». Появление этой сцены можно связать с образом насаждения винограда в Житии святого Василия Нового: «...едемскии рай Богом насажденный онъ виноград от негоже Адамъ изгнанъ бысть за престоупление заповеди».
Предположительно, алтарная дверь из с. Семеновское могла быть создана мастером из находившейся недалеко Троице-Сергиевой лавры. Иконографическая программа двери в жертвенник, включение в нее композиций, иллюстрирующих духовные стихи, указывает на связь с монастырской средой, где был распространен этот особый жанр литературы. Обращает на себя внимание и редкий сюжет «Душа чистая», развивающий тему монашеской «умной молитвы».
Аллегорическая фигура души в белом хитоне и красном плаще, с венцом на голове стоит на синей небесной сфере. Душа чистая, по тексту надписи, пожигает травы — «греховное терние», а из ее уст к сегменту неба идет язычок пламени, изображающий молитву.
Увидеть дверь и прочесть текст плача Адама вы можете в зале 4 первого этажа постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева.
О выразительном памятнике иконописного мастерства из северного Подмосковья рассказывает старший научный сотрудник научно-просветительного отдела музея Анна Евгеньевна Сажина.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые рассказы о нашем музее и его экспонатах!