Найти тему

Плач Адама о потерянном рае

"Плакася Адам, пред раем сидя: "Раю мой, раю! Прекарасный мой раю! Мене ради, раю, сотворен еси, а Евги ради, раю, затворен еси. Уже яз не слышу архангельска гласа, уже яз не вижу райския пищи. Увы мне грешному. Помилуй мя падшего", - текст этого духовного стиха дошёл до наших дней в надписи на уникальном памятнике иконописи 16 века.

Непослушание Адама и Евы было сурово наказано: их изгнали из Эдемского сада, у его ворот был поставлен огненный херувим, охраняющий вход.
Непослушание Адама и Евы было сурово наказано: их изгнали из Эдемского сада, у его ворот был поставлен огненный херувим, охраняющий вход.

В 1726 г. на место сгоревшей церкви в село Семеновское (Дмитровский уезд Московской губернии, ныне - Пушкинский район Московской области) была перевезена деревянная церковь из близлежащего села Архангельского. В 1966 году научная экспедиция Музея имени Андрея Рублева вывезла из этой церкви несколько икон, а в их числе - дверь иконостаса с пятью рядами изображений. Церковь же в 1970-е годы была перемещена на территорию музея «Новый Иерусалим», а в 1999 году сгорела.

О происхождении двери 16 века, ведшей в алтарь, ничего неизвестно. Она имеет пять рядов изображений, в которых представлены рай, история Адама и Евы, сцены спасения ветхозаветных праведников, адские муки, композиция «Зрю тя, гробе», где монахи склонились над усопшим, лежащим в открытом гробу. Вместе их связывает единая тема утраты человеком рая, смертности тела и бессмертия души.

ДВЕРЬ В ЖЕРТВЕННИК. Конец XVI века. Подмосковье, Троице-Сергиев монастырь (?)Дерево, темпера. 163 × 75 см. Из Богоявленской церкви в селе Семёновском Пушкинского района Московской области. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ДВЕРЬ В ЖЕРТВЕННИК. Конец XVI века. Подмосковье, Троице-Сергиев монастырь (?)Дерево, темпера. 163 × 75 см. Из Богоявленской церкви в селе Семёновском Пушкинского района Московской области. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Сцены сотворения первых людей, их искушения, грехопадения и изгнания из рая известны в христианском искусстве с древности. В церковном календаре "Адамово Изгнание" вспоминается в Прощеное Воскресенье. Это событие описано во второй и третьей главах книги Бытия: первый сотворенный Богом человек, Адам, получил разрешение вкушать от всех райских деревьев, кроме древа познания добра и зла. Затем из ребра Адама бог создал Еву. Соблазненные змием Ева и Адам нарушили запрет, поняли, что наги, и, услышав призыв Бога, прикрылись фиговыми листами.

Обычно на боковых алтарных дверях история Адама и Евы иллюстрируется в двух или пяти сценах. На двери из с. Семеновское она представлена особенно подробно. Кроме сцен сотворения Адама и Евы, запрета на вкушение плодов древа познания, изгнания из рая, в цикл включен уникальный сюжет «Насаждение винограда», тематически связанный с «Изгнанием из рая». Появление этой сцены можно связать с образом насаждения винограда в Житии святого Василия Нового: «...едемскии рай Богом насажденный онъ виноград от негоже Адамъ изгнанъ бысть за престоупление заповеди».

Сюжет «Насаждение винограда»
Сюжет «Насаждение винограда»

Предположительно, алтарная дверь из с. Семеновское могла быть создана мастером из находившейся недалеко Троице-Сергиевой лавры. Иконографическая программа двери в жертвенник, включение в нее композиций, иллюстрирующих духовные стихи, указывает на связь с монастырской средой, где был распространен этот особый жанр литературы. Обращает на себя внимание и редкий сюжет «Душа чистая», развивающий тему монашеской «умной молитвы».

Сюжет «Душа чистая»
Сюжет «Душа чистая»

Аллегорическая фигура души в белом хитоне и красном плаще, с венцом на голове стоит на синей небесной сфере. Душа чистая, по тексту надписи, пожигает травы — «греховное терние», а из ее уст к сегменту неба идет язычок пламени, изображающий молитву.

Увидеть дверь и прочесть текст плача Адама вы можете в зале 4 первого этажа постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева.

1 этаж, зал 4. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева
1 этаж, зал 4. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева

О выразительном памятнике иконописного мастерства из северного Подмосковья рассказывает старший научный сотрудник научно-просветительного отдела музея Анна Евгеньевна Сажина.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые рассказы о нашем музее и его экспонатах!