Мировая история знает: нелепые случайности способны спровоцировать войны глобального масштаба. Атомная подводная лодка Советского Союза едва не стала причиной Третьей мировой войны. В те годы старались не вспоминать о трагедии. Но мы считаем своим долгом осветить события минувших лет, чтобы почтить память погибших. Сегодня мы расскажем об атомоходе, который получил прозвище «Хиросима».
Факты о событии
4 июля, ровно 62 года назад, советский атомоход потерпел аварию. Ядерный реактор судна вышел из строя.
Подводная лодка К-19 находилась в территориальных водах Норвегии. Субмарина с ядерными боеголовками на борту представляла опасность. В случае аварии Атлантику ждала глобальная катастрофа.
Более того, авария могла бы спровоцировать международный конфликт. Взрыв со стороны СССР могли бы воспринять как атаку и ответить на нее немедленно. Но, к счастью, стороны отличились сдержанной реакцией на все происходящие события.
Кроме того, героизм подводников и их осознанное желание предотвратить трагедию ценой жизни стали главными причинами того, что мир не познал глобальных последствий аварии.
Подводная лодка К-19
Субмарина стала результатом противостояния сторон в гонке вооружения. В те годы СССР и Европа находились в состоянии холодной войны. Но все осознавали: натянутые отношения могут лопнуть в один миг и перелиться в ядерную войну.
Напомним, что американцы первыми представили миру подводную лодку, оснащенную ядерными головками. СССР проигрывал это соревнование. Конструкторы и инженеры работали на износ, они торопились выполнить указание правительства и спустить на воду судно, превосходящее американское по техническим характеристикам.
В результате авральной работы была создана атомная подлодка К-19 в сжатые сроки. Авторы проекта указывали на несовершенства «шедевра» и требовали продолжить испытания. Но правительство восприняло образец как идеал. Были организованы торжественные мероприятия, в которых принимала участие верхушка руководства страны.
Очевидцы вспоминают: традиционная бутылка шампанского не разлетелась вдребезги при столкновении с бортом субмарины. Она осталась целой. Дурная примета вызвала кривотолки среди моряков. Но власть не позволила афишировать происходящее.
Уже летом 1961 года в водах Атлантики начались грандиозные учения. Они получили название «Полярный круг». Участники демонстрировали способности нанести мгновенный и масштабный удар по потенциальному противнику.
Советская атомная подлодка провела в водах Атлантики неделю. Учения шли по запланированной схеме. К-19 пришла пора возвращаться на базу. Курс лежал подо льдами Норвегии.
Когда субмарина находилась в 70 милях от острова Ян-Майен, прозвучал сигнал тревоги. До этого звука ничто не предвещало беду. Экипаж отдыхал после учений, реакторы работали исправно и не демонстрировали сбоев.
Первый командир Н. Затеев позже напишет в докладной о том, что получил сообщение, когда находился в своей каюте. Ответственные лица сигнализировали: произошел сбой в реакторе. Возникла угроза взрыва.
Затеев срочно собрал совещание. Он понимал: ядерные ракеты способны уничтожить Атлантику и спровоцировать глобальную экологическую катастрофу. Их мощности хватило бы на то, чтобы ликвидировать густонаселенный город.
Более того, Америка восприняла бы взрыв как атаку. Ситуацию ухудшало то, что в США 4 июля празднуется День Независимости.
Ситуация требовала немедленного вмешательства со стороны команды. Но у моряков не было на борту необходимого оборудования. Они не получили инструкций по поводу того, что делать в такой ситуации. Ведь на берегу их уверили: аварии исключены. Подводная лодка безопасна и управляема.
Чтобы спасти мир от угрозы войны, да и от глобальной катастрофы в целом, моряки решили исправлять ситуацию своими силами.
Подвиг советских подводников
Подводные моряки решили смастерить трубопровод из того, что было под руками. Предполагалось, что трубу приварят к лопнувшему контуру и попытаются охладить реактор с помощью воды, которая будет поступать по изготовленному оборудованию.
Командир аварийной группы Б. Корчилов с добровольцами облачились в защитное снаряжение. Они понимали, что получат ядерное облучение и осознанно шли на смерть.
Экипаж знал: предстоит трудная и тяжелая работа. На смену команде Корчилова были подготовлены еще две группы. Моряки работали посменно, но справились с задачей. Труба была изготовлена, приварена к контуру и к реактору стала поступать охлаждающая его вода.
Через час зафиксировали снижение температуры в реакторе. Ситуация стабилизировалась. Но состояние подводников было критическим.
Они испытывали сильнейшую боль, их тела отекали и распухали, изо рта шла пена. Бортовой врач не мог ничего сделать. Препараты, имеющиеся на судне, не помогали. Стало понятно: команда получила мощнейшее облучение.
Последствия
Затеев отказался приставать к берегу норвежского острова. Он посчитал недопустимым передавать «конкурентам» новую подлодку. Командир принял решение двигаться домой. Но вернуться в отправную точку не представлялось возможным. Лучевая болезнь убила бы всех за 6 дней пути.
Затеев стал подавать сигналы бедствия тем, кто находился рядом. Ему не отвечали. Дело в том, что согласно инструкции подводные лодки не могли обнаруживать себя ни при каких ситуациях. Невыполнение указания грозило трибуналом.
Сигнал Затеева был воспринят и не оставлен без внимания только одним человеком. Капитан подводной лодки С-270 Жан Свербилов решился нарушить инструкции и отдал приказ идти на помощь терпящим бедствие.
Судна сблизились. На борт Свербилова приняли 11 моряков. Они находились в тяжелом состоянии. Казалось, что ситуация улучшилась. Но спасенные моряки излучали радиацию и заражали команду подлодки С-270.
Капитан отдал указ немедленно избавляться от всего, что впитало в себя радиацию. Тяжелобольных раздели, сняли с них автоматы и отправили за борт.
Затеев сообщил коллеге о том, что ждет взрыва. Свербилов предложил капитану покинуть субмарину и переместиться на его судно. Но получил отказ. Военнообязанный исполнял долг и остался верен присяге. Он не имел права покидать подлодку ни при каких обстоятельствах.
Свербилов принял решение буксировать атомоход. Но тросы обрывались. А указания свыше по поводу последующих действий не приходило. Наконец, одна за одной последовали радиограммы.
Свербилов получил выговор в радиотелеграмме. Руководство ругало его за то, что он сошел с курса и отправился на выручку терпящим бедствие. Капитан ответил, что тверд в своем решении, останется рядом с К-19 и не позволит Затееву погибнуть одному в эпицентре.
Руководство предупредило моряков о том, что поблизости находятся американские подлодки. Капитаны получили указание немедленно уничтожать К-19 в случае опасности. Пострадавшим морякам рекомендовали дать фрукты, сгущенку, антибиотики, которых на борту почему-то не оказалось.
Таким образом, полученные сообщения не принесли пользу. Командиры осознали, что остались один на один в беде. Но внезапно ситуация изменилась. Руководство решило отправить все корабли, которые находились поблизости на выручку.
68 членов экипажа и 11 облученных моряков доставили в город Полярный на подлодке, которая первая поспешила на помощь. Свербилов принял участников команды на своем борту несмотря на риск облучения.
Спасательное судно «Алдан» доставило подлодку к берегам на буксире.
Героизм или глупость?
Борис Бутума – председатель Госкомитета Совета Министров по судостроению – прибыл в Полярный. Здесь он с возмущением заявил о профнепригодности экипажа К-19. Он утверждал: команда не справилась с обязанностями и способствовала уничтожению новой лодки.
Более того, Свербилов обвинялся в неисполнении должностной инструкции.
В результате аварии на подлодке с атомными реакторами погибло 8 моряков. В их числе 23-летний Борис Корчилов, чья память увековечена в архивах. Люди ценой жизни предотвратили крупнейшую катастрофу, которая грозила Атлантике и планете в целом. Их действия помогли предотвратить угрозу Третьей мировой войны. Но этот подвиг признали десятками лет позже.
Пострадавших и умерших в результате облучения моряков хоронили ночью, в закрытых гробах. Массовых оповещений о смерти не было. Те, кто выжил, находились в больнице с диагнозом – депрессия. Всё случившееся держалось в тайне.
Основатели советской ядерной энергетики признали: К-19 была создана с ошибками. Конструктивные недостатки – следствия спешки. Но человеческие жизни уже не вернуть, так же, как и те, кто ушел позже. Мы помним трагедию подлодки «Курск». Тогда погибло 118 человек.
3 июля 2019 года погибло 14 моряков-подводников. Они проходили службу на глубоководном аппарате у Североморска.
Подводная лодка К-19 была выведена из строя только в 1990 году. О судне ходила дурная слава. Моряки отказывались служить на ней. Здесь постоянно случались неприятности и происшествия, пожары, замыкания, сбои в работе двигателей. Субмарина получила прозвище «Хиросима» и стала восприниматься как судно-убийца.
Сейчас рубка от подлодки К-19 находится в Подмосковье. Ее выкупил Владимир Романов – гражданин Литвы. Когда-то он служил на этом судне и решил увековечить память тех, кто погиб на борту злополучной субмарины. Мемориал находится на берегу Пяловского водохранилища. Он посвящен всем морякам-подводникам, погибшим во время службы или в результате последствий.
Сохранение памяти о героях – долг государства. Но часто этот долг выполняют самые обычные люди. Создать генеалогическое древо и увековечить память о человеке вправе каждый из нас.
Заведите страницу памяти предка и расскажите о нем потомкам. Родословная, семейное древо любого человека заслуживают уважения. Цифровой памятник – инструмент, который позволит узнать людям о подвигах и заслугах тех, кого уже нет с нами. Его владельцем становится тот, кто создал страницу памяти. Стать хранителем ценных сведений можете и вы. Человечество обязано помнить тех, благодаря которым получило возможность продолжить своё существование.