Начало.
Часть 19.
Время шло неумолимо быстро и вот уже Вика заканчивала девятый класс, а Ольга уже вышла замуж и вернулась к деревенской жизни — вышла замуж за парня из поселка. Да особо и не нужна уже была Светлана девушке — как только той исполнилось восемнадцать лет стала вести себя более самостоятельно, вопросы решала без советов. Светлана не обижалась на девчонку, понимала, что лично она сделала всё что смогла и что должна была, а теперь уж лезть в личную жизнь Ольги не смела. На свадьбе девушки Светлана с Викой, конечно, присутствовали, жених им понравился, хоть и пообщаться толком не смогли, да и не было такой нужды.
Светлана вышла на заслуженную пенсию, работала до последнего в магазине хозяйственных товаров, в последние года уже тяжело было, но начальство ценило женщину, за то, что так хорошо разбирается в разных видах товара.
Старую добрую бабу Дусю похоронили. Светлана и Вика, конечно, не пропустили похороны соседки и даже прожили три дня в доме старушки, заодно заглянули и в свой старый дом. Сердце трепетно колыхалось, а на глаза набегали слезы — невозможно было Светлане смотреть и вспоминать то счастливое время.
С Дмитрием Антоновичем всё у них было хорошо... до поры о времени. Мужичок, как оказалось, был болен, о чем не знал не его сын, не Светлана, соответственно, да только перед самой смертью признался женщине, что всё это время скрывал недуг, так как сам решил не мучать организм лекарствами и препаратами. Светлана долго злилась на него — она к нему испытывала чувства, а он так жестоко её обманывал. Мужчины не стало, а Света зареклась, что больше никогда не посмотрит на мужчину, как на партнера, как на спутника — хватит, видимо, не видать ей женского счастья, а мучать себя она устала.
После сорока дней, как похоронили Дмитрия Антоновича, на порог к Светлане явился Михаил — сын Дмитрия.
-Проходи, Миша, - Светлана с последним событием заметно постарела.
-Теть Свет, я не на долго, - мужчина вошел, - знаете, я вам очень благодарен, вы мне открыли глаза... Если бы только я сам сделал это раньше, но чего уж теперь. Я рад, что успел пообщаться с папой последние годы, что его запомнила моя дочь.
-Что ты, Миша! Меня не за что благодарить! - смутилась Светлана, - я уверена, что ты и сам бы к этому пришел.
-Возможно, но позже... Я по другому вопросу пришел к вам, - Михаил поднял свои глаза на женщину, которые теперь уже не были не суровыми, не счастливыми, а излучали только печаль, - я ездил на дачу... и, в общем, я очень вас прошу принять мое предложение... Я хочу подарить вам нашу дачу, - вымолвил мужчина.
-Что? - не поверила своим ушам Светлана.
-Подождите, я объясню свой умысел, - слегка улыбнулся Михаил, - я же знаю, что вы любите возиться в огороде, да и мы с вами за эти года уже стали не чужими людьми... Я прошу вас... Продать чужим людям я не могу, а в вас я уверен — вы сохраните там всё, как было при отце. Да и я буду иметь возможность приезжать и вспоминать счастливое время!
-Миша, - Светлана накрыла мужскую руку своей сухонькой ладонью, - Я услышала тебя, но ведь совсем не обязательно всё оформлять документально, а? Я понимаю, что с твоим ритмом жизни, ты просто не углядишь за участком, а у меня теперь много свободного времени и я, с большим удовольствием, буду содержать там всё в чистоте и порядке, на сколько позволит возраст, конечно, а ты приезжай когда захочешь и без приглашения!
-Вы правда готовы на это? - Михаил не привык к честным людям в такое время, - а Вика? Вы не хотите посоветоваться с ней? Или с Володькой?
-Вика уже подросток, скоро и женихи, наверное пойдут, в колледж уж в этом году, а Володька, - Светлана махнула рукой — жизнь у сына в последнее время не клеилась, - ему и неважно, чем я занимаюсь.
-Что-то случилось? - Михаил нахмурил брови.
-Ушел от Оксанки-то! Жена его пить стала сильно, скандалы устраивать, а уж какая была! Никакие разговоры на неё не влияют! Деток жалко, - загрустила Светлана, вспомнив про сына.
-Если помощь нужна будет, вы обращайтесь, не стесняйтесь... А на счет дачи... я рад, что вы пошли мне на встречу, - благодарно улыбнулся мужчина, - до встречи.
Михаил уехал, а Светлана снова забеспокоилась о сыне, вспомнив про последнюю выходку Оксаны. Все тогда собрались на день рождения Славика — сына Володьки, в начале вечера ничего не предвещало беды, Володька говорил матери, что жена клятвенно обещала не пить в этот день, но никто и не заметил, что с каждым походом на кухню, женщина становилась веселее. Сначала веселее, потом агрессивнее. Володька, поняв в чем дело, до последнего надеялся, что больше никто не догадается и готов был молиться, чтобы не было скандала. Но чуда не случилось — Оксана набросилась с высказываниями на свекровь на пустом месте, когда та всего лишь решила примерить новый костюмчик на внука.
-Что, новую одежонку принесли, внук до гроб жизни будет обязан? - ехидно спросила Оксана, - ну уж нет, только не мои дети! Вон, своих развели — на них и надейтесь! Хотя о чем это я? Девчонка-то уже упорхала, как совершеннолетняя стала!
-Оксана! - не выдержал Володька, - прекрати сейчас же!
-А то что? У тебя, мой дорогой, голос что ли прорезался? Ну тогда вали к мамаше своей! Убирайтесь! Все! - Оксана зло обвела всех взглядом.
Вика хоть и не маленькая уж была, но сильно напугалась женщину и, вцепившись в мамину руку, повела её скорее к выходу. Володька, конечно, в след за ними не побежал, а остался успокаивать жену и напуганных детей. Позвонил он маме лишь через пару дней, удостоверился, что с ними всё хорошо и что дома тоже спокойно, но по голосу Светлана поняла, что сын не договаривает, потому её сердце было не на месте. Вика после всего этого сильно обиделась на брата и его жену, она была готова на следующий же день приехать и разнести родственников за такое отношение к матери, да и вообще за такое поведение, но мама её остановила, не дала выплеснуть злость, от чего девчонка дулась еще больше. Еще через неделю Володька сам объявился на пороге и сразу же заявил, что они подали на развод, хоть и божилась Оксана завязать со спиртным, но муж ей не поверил.
-А дети как же? - охнула тогда Светлана, - да и не принято как-то...
-Не принято у кого? У людей? - возразил Володька, - да плевать я хотел! А детей я заберу, отсужу, если надо будет! - зло бросил сын.
К матери жить Володя не пошел, сказал, что сам справится со своей жизнью, теперь лишь изредка звонил, сообщал, что с ним всё в порядке, но где живет, так и не признался.
Сейчас же вспомнив про это, Светлана поняла, почему Володька так редко приезжал до этого случая, почему она долго не видела внуков и Оксану.
-Мам, ты дома? - послышался голос дочери от двери.
-Ну как? - отвлеклась Светлана от своих мыслей, - говори!
-Поступила! - затанцевала на месте Вика, - получилось! - бросилась она в объятия матери.
-Ты моё золотце! - от счастья Светлана заплакала, - чтобы я без тебя... Как бы я жила... - снова она вспомнила, про то, что не хотела второго ребенка.
-Мам, ты чего? - встревожено отпрянула Вика от мамы, - я же всего лишь в медицинский поступила...