Найти тему
booksforkids.website

Как научить ребёнка читать в условиях, когда бумажные книги вытесняются гаджетами?

Будущее неотвратимо наступает и технический прогресс не остановить. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Изменения вторгаются во все сферы нашей жизни к радости новаторов и к ужасу консерваторов. И вот они уже ломают копья в битве за единственно правильный ответ на вопрос – Как научить ребёнка читать в условиях, когда бумажные книги вытесняются гаджетами?

На мой взгляд, интересное, взвешенное и аргументированное мнение по данной проблеме изложено в статье уважаемого издания MIT Technology Review: «How to teach kids who flip between book and screen» («Как учить детей, живущих в мире экранов и бумажных книг»).

По их мнению, базовая позиция консерваторов заключается в следующем:

  • Гаджеты и приложения стали активно применяться на самых ранних стадиях обучения чтению. Учёные-когнитивисты полагают, что процесс «чтение-понимание-запоминание» при чтении бумажной книги и чтении с электронного устройства сильно отличается. Исследователи пытаются выяснить, в каких случаях технологии помогают ребенку научиться читать, а в каких могут стать препятствием. На сегодняшний день накоплено недостаточно сведений, чтобы определить правильный баланс между использованием обучающего приложения и традиционными методами. Текущая позиция: чтение бумажной книги стимулирует в мозгу более медленный и глубокий процесс чтения, понимания и запоминания.
  • Научившись читать слова, дети начинают штурмовать новую высоту – понимание прочитанного текста. Эксперты считают, что юным читателям должны помогать взрослые: контролировать процесс чтения, отвечать на вопросы, совместно рассматривать иллюстрации. Все это помогает пополнению словарного запаса и пониманию прочитанного. Как показывают исследования, гаджеты не могут выполнять данную задачу, взаимодействие родитель-ребёнок даёт лучший результат. У детей 3–4 лет активность речевой области головного мозга была выше при чтении книги с родителем, нежели при использовании обучающего приложения или прослушивания аудиокниги.
  • При исследовании детей 8–12 лет, МРТ сканирование выявило более развитые области головного мозга, связанные с чтением, у той группы, которая уделяла больше времени чтению бумажных книг, нежели работе с гаджетами.
  • Результаты тестирования учеников более старших классов выявили такую зависимость: чем больше доля использования гаджетов в учебном процессе, тем ниже результат тестирования по чтению. Некоторые из возможных причин, называемые исследователями – это избыток отвлекающих элементов при чтении в электронном виде (ссылки на другие сайты, видео, проч.) или склонность детей, постоянно использующих гаджеты, переоценивать свои навыки чтения и понимания прочитанного, и как следствие – более небрежное отношение к процессу чтения.
  • В своих отчётах школьники называют чтение печатных книг «настоящим чтением». Книгу приятно держать в руках, гораздо удобнее просматривать уже прочитанное, по сравнению с электронными носителями. Хотя последние позволяют иметь оперативный доступ к бесчисленному количеству книг и стоят дешевле, при чтении бумажной книги возникает ощущение большей концентрации на тексте.

Позиция новаторов представлена следующими аргументами:

  • Технологии расширяют возможности образовательного процесса. Вместо того чтобы делать цифровую книгу похожей на печатную, нужно сконцентрироваться на усовершенствовании приложений. Функционал приложений призван помогать ученику осваивать технику чтения, а дополнительные медиа-материалы расширяют возможности обучения и делают его более продуктивным.
  • Около двух третей американских школьников не выполняют норматив по чтению для своего возраста. И виной этому, отнюдь, не технологии. По крайней мере частично вину за это можно возложить на методику преподавания, которая доминировала на протяжении 40 лет. «Сбалансированная грамотность» и её близкая родственница «целостный язык» преуменьшали значение обучения основным навыкам чтения. Но за последние несколько лет новый метод, ориентированный на эти основополагающие навыки, часто называемый «наукой чтения», внёс радикальные изменения в систему образования США. Основываясь на десятилетиях научных данных, подход «науки чтения» состоит из пяти областей: фонематическая осведомлённость (изучение различий звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного), фонетика (звуковой строй языка), словарный запас, понимание и беглое чтение. Приложения для обучения чтению и цифровые платформы могут стать инструментом для овладения основополагающими навыками.
  • Новое поколение интеллектуальных платформ для чтения делает ещё один шаг вперёд. Такие компании, как Microsoft и SoapBoxLabs, создают мир, в котором студенты смогут научиться читать исключительно с помощью компьютера. Компании утверждают, что технологии распознавания речи и искусственного интеллекта этих цифровых платформ будут способны внимательно слушать и оценивать навыки учащегося. После чего они будут определять проблемные места и предлагать соответствующую помощь.

На мой взгляд, консерваторы случайно или намеренно подменяют понятия в процессе сравнения. Например, используют слово «экран» в противопоставлении бумажной книге, после чего переходят к описанию функционала приложения. Я лично не вижу принципиальной разницы между чтением одного и того же текста в бумажной версии или с экрана. Не могу себе представить, как факт чтения с экрана сам по себе снижает способность к пониманию и запоминанию текста. Да, гаджет — это, по сути, набор приложений, который формирует стереотип потребления информации, и неокрепшие умы могут принять поверхностное чтение и ущербную грамматику за норму. Для родителей и педагогов важно перехватить инициативу и привить юным читателям правильные подходы и навыки. Но с тезисом о том, что электронные гаджеты в школах нужно запретить, потому что их контент создан для развлечения и после него детей невозможно научить внимательно читать бумажные книги, я категорически не согласен. Есть развлекательный контент, есть познавательный, есть полезный, есть и крайне вредный. То же самое я могу сказать и о бумажных изданиях. Способность к внимательному чтению, усидчивость и тяга к знаниям воспитываются, как фундаментальные качества ребенка, и, на мой взгляд, не зависят от инструментов, которые используются в этом процессе.

Но, всё же, сложно и согласиться с видением АйТи гигантов и принять мир, в котором нет места печатной книге. Никакое приложение не заменит удовольствие подержать в руках хорошо иллюстрированное издание, полистать его, почувствовать запах типографской краски, и погрузиться в увлекательный мир чтения. Кроме того, как мы все хорошо знаем – книга – лучший подарок. Могу сказать с уверенностью, что эта книга – бумажная.

- Эврика!Lab

Оригинал статьи на моем сайте.