Северские древности
В Музее города Северска есть уникальная историко‑краеведческая экспозиция «По реке времени», которая работает с 2001 года в качестве постоянной с периодическими дополнениями и обновлениями. В 2019 году она была дополнена мультимедийными технологиями: VR-очками, сенсорными терминалами, интерактивной песочницей.
О том, чем интересна эта экспозиция - в статье Прасковьи Бардиной, Натальи Костиной, Александры Цуриковой, журнал МИР МУЗЕЯ, май, 2018 год.
Равной по содержанию и объёму материала экспозиции нет во всём
нашем регионе, она охватывает огромный временной период —
18 тысяч лет, начиная с эпохи палеолита. Именно на нашей территории был найден знаменитый бивень мамонта с выгравированными рукой охотника времён палеолита рисунками, запечатлевшими охоту на двугорбого верблюда и других животных мамонтовой фауны. Это было время появления первых людей на территории будущего города Северска.
В археологическом разделе экспозиции представлены находки,
характеризующие материальный уровень развития времен неолита и ранней бронзы. В экспозиции представлен уникальный экспонат, который, как многие уникальные артефакты, имеет своё название — «Молящий».
Эта небольшая каменная скульптура (высота 6,6 см) передаёт образ обнажённого мужчины в характерной для молитвы позе — на коленях, с прижатыми к груди руками и согнутой спиной. На груди и нижней части живота, возможно, изображена татуировка. Детали тщательно проработаны резцом и затем прошлифованы. В древности изделие использовалось как подвеска, о чём свидетельствует специальное отверстие под коленями. Ритуальность позы, а также ощущение мольбы и покорности позволяют назвать эту скульптуру «Молящий» из Самусь IѴ.
Скульптура обнаружена при раскопках поселения Самусь IѴ под руководством Е. А. Васильева (экспедиция Музея города Северска) в 1994 году.
Поселение Самусь IѴ — памятник археологии, где была найдена статуэтка, — относится к периоду бронзового века. В древности это поселение было крупным бронзолитейным центром, где отливались кельты, ножи, шилья, проколки и другой инвентарь, также представленный на выставке. По названию этого поселения была названа самусьская археологическая культура (XѴII – XIII века до н. э.) — самая яркая культура эпохи развитой бронзы на территории Томской области, знаменитая бронзолитейным производством и интересными культовыми сосудами.
Представить жизнь древних людей позволяют реконструкции жилища человека с памятника федерального значения «Поселение Самусь IѴ» и культового места.
Эпоха железа представлена культовыми предметами из бронзы, относящимися к шеломокской и кулайской культурам. Уникально
бронзовое нагрудное украшение с мифологическим сюжетом, изготовленное из бронзы в стиле ажурного одностороннего литья в рельефе.
Этот артефакт относится к периоду раннего Средневековья (ѴI – ѴII века). На бляхе передана сюжетная композиция. В центре сидит воин на подогнутых ногах. На голове у него шлем, поверх одежды — пояс, на поясе — палаш. Руки воина слегка согнуты в локтях, положены на бёдра. У него довольно выразительное лицо: миндалевидные глаза, брови переданы валиками, нос прямой, пышные усы, небольшая бородка клином. Облик и знаки воинских отличий говорят о знатности и высоком социальном статусе изображённого. С правой стороны от него посох, за ним — антропоморфное существо с круглой головой, у него видны глаза, переносица и рот (солнце?). С левой стороны — остроголовая личина, у которой круглые глаза, прямой нос, овальный рот (месяц?). Сверху композицию венчает птица с распростёртыми крыльями и рельефно выполненной головой. Заключает композицию бронзовая полоска с головами змееподобных существ подземного мира.
Сложная сюжетная композиция отражает трёхчленное деление мира. Возможно, в ней отображено единство микро‑ и макрокосма через идею создания мира из тела первопредка.
Изделие уникально и не имеет близких аналогий в западносибирских материалах. Обнаружено в результате раскопок элитного воинского
погребения на курганном могильнике Чердашный Лог III под руководством А. Д. Гамана в 1994 году.
Один из наиболее популярных комплексов экспозиции — реконструкция погребения кимако‑кипчакского воина XII – XIѴ веков. К нему примыкает комплекс, характеризующий жизнь других тюркских племён — предков современных томских татар. В 2017 году комплекс дополнен этнографическими экспонатами, собранными во время этнографической экспедиции к томским татарам.
Отдельный раздел экспозиции посвящён этнографии коренных народов Западной Сибири — хантов и эвенков. Центром его является реконструкция хантыйского чума как символа кочевых оленеводов Сибири.
В витринах располагаются находки из могильника Колымухта (начало ХХ в.), изделия декоративно‑прикладного творчества хантов, орудия рыболовства и охоты, а также духи‑помощники эвенкийского шамана.
По «Реке времени» далее следует раздел, посвящённый Богородице‑Алексеевскому (Усть‑Киргизскому) мужскому монастырю XѴII века, возникшему недалеко от Томского города, с реконструкцией монашеской кельи и схимой, подаренной музею епископом Томским и Асиновским Ростиславом (Девятовым). В экспозиции представлен макет Томской крепости, реконструкция кольчуги, а также пушка XѴII – XѴIII веков, найденная недалеко от города при строительных работах.
Этнографическая часть экспозиции, посвящённая русскому старожильческому населению Сибири, создана на примере села Иглакова и деревни Белобородово, на месте которых был построен город Северск для создания ядерного щита Родины. Экспозиция состоит из нескольких комплексов, представляющих крестьянское подворье и дом сибиряка с набором орудий труда и домашней утвари.
В разделе «Крестьянское подворье» на подиумах, в витринах и на
наружной стене макета срубной избы представлены орудия труда по земледелию, обработке дерева, кузнечному, бондарному промыслам, женским рукоделиям. Отдельным комплексом выделена «Промысловая избушка» с характерным интерьером и орудиями труда для охоты, рыбной ловли и кедрового промысла.
В разделе «Жилище» представлен макет срубной избы с передним углом, русской печью, сундуком и ткацким станом. Передний угол с иконой на полочке украшен домотканым полотенцем, с большим обеденный столом, накрытым двумя праздничными скатертями, с самоваром и посудой. На стенах избы размещена одежда, обувь и домотканые полотенца. По диагонали от переднего угла располагается макет русской печи, где размещены кухонная утварь и посуда, в том числе глиняный горшок и чугунок, ухваты, хлебная лопата, кочерга, вафельница, корчага, ступа с пестом, туеса, кринки, мутовки. В витринах расположены покупные предметы — самовары, фарфоровая и фаянсовая посуда, а также платёжные средства начала ХХ века, граммофон из Парижа и многое другое, что было доступно в пригородных селениях благодаря близости города и служило свидетельством развитых товарно‑денежных отношений.
Экспозиция «По реке времени» была значительно расширена за счёт сведений о переселенческом движении конца XIX – начала ХХ века. Судьбы переселенческих деревень представлены на примере деревни Виленки. Вместе с реконструкцией интерьера деревенского дома 1940‑х годов здесь представлены комплексы, посвящённые трудовой коммуне «Чекист» 1930‑х годов, а также рассказы о вкладе жителей северских земель в победу над Германией, о Харьковском минном заводе НКВД и о ветеранах, живших и работавших в Северске.
Несмотря на разнообразие материала, экспозиция представляет собой
единое целое. Одним из объединяющих мотивов можно считать образ
дома, жилища — как противопоставление обжитого мира, Космоса, необжитому, враждебному Хаосу — и образ хозяйства, занятия населения во все времена.
Музей города Северска
Фото:
1. - Бляха с мифологическим сюжетом. VI – VII вв. н. э. Бронза.
2. - «Молящий» с поселения Самусь IV. XV – XIV вв. до н. э. Камень.
3 - 5. - Историко‑краеведческая экспозиция «По реке времени».
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #Томскаяобласть #Северск #музейгородаСеверска #настоящиеценностибудущего #развитие